Posted 23 мая 2010,, 20:00

Published 23 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:49

Updated 8 марта, 06:49

В ожидании новичков

23 мая 2010, 20:00
В пятницу на заседании межгоссовета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге Владимир Путин фактически пригласил действующих членов организации Киргизию и Таджикистан, а также ее наблюдателей – Армению, Молдавию и Украину в единый Таможенный союз (ТС). «Насколько я знаю, нет ни одного члена ЕврАзЭС, который бы не хотел присоединить

Напомним, единый для РФ, Белоруссии и Казахстана Таможенный кодекс должен вступить в силу уже с 1 июля. Однако переговоры идут непросто. «Мы договорились продолжить процесс ратификации Таможенного кодекса в течение двух недель на экспертном уровне», – сообщил журналистам Владимир Путин. По его словам, разногласия касаются продукции российской автомобильной и авиационной промышленности, ввоза товаров физическими лицами для собственных нужд, таможенных пошлин. При этом позиция по товарам для физлиц чувствительна для Казахстана, авто- и авиапром – для России, а ввозные пошлины (в частности, на нефть и нефтепродукты) – для Белоруссии.

Смысл союза в том, что таможенный контроль товаров, предназначенных для России, Белоруссии и Казахстана, будет осуществляться на внешних границах стран ТС. А для товаров, произведенных внутри стран-членов, пошлины, квоты, ставка НДС и акцизов станут «нулевыми». С одной стороны это хорошо. Члены ТС получат от России энергоносители без «наценки», что значительно облегчит их жизнь. Но с другой – они должны будут согласиться на 80% со ставками импортных пошлин России, подтянув свои внешние тарифы под наши. Это не всем нравится, несмотря на то, что политики уже даже подсчитали общую прибыль от тройственного сотрудничества. Так, в Астане экономический эффект от создания ТС для России оценивают в 400 млрд. долларов, для Белоруссии и Казахстана – более чем в 16 млрд. В Москве уверяют, что союз может принести экономикам стран-участниц по 15% ВВП к 2015 году.

Но все складно пока только в теории. На практике же, как только с 1 января ТС заработал, против него сразу выступила часть бизнес-сообщества, в первую очередь в Казахстане. Дело в том, что унификация таможенных тарифов болезненнее всего сказалась в этой стране, где пошлины на ряд ходовых товаров (автомобили, одежду, фармацевтику, электронику) были значительно ниже, чем в соседних странах, а с начала года эти ставки взлетели практически втрое. Общество спросило власть: зачем нам нужен союз, если внутри него растут цены? И где гарантия, что именно ТС – самый короткий путь к процветанию? Власть вразумительного ответа не дала, заметив, что смотреть нужно «глубже и дальше» и думать о защите общего рынка от третьих стран.

Аналогичная ситуация с импортными пошлинами на легковые авто сложилась и в Белоруссии, которая тоже против их повышения. «Это не случайно, – заявил «НИ» Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ. – Мы ввели высокие пошлины, чтобы защитить отечественный автопром и заставить мировых производителей прийти к нам со своей сборкой. Это получилось. А Белоруссия поступила иначе – развивает грузовое автомобилестроение, а легковушки импортирует. Если они сохранят свою пошлину, то в Россию хлынет поток дешевых подержанных авто, а нам сейчас это не нужно. Мы столкнулись с тем, что внешний «периметр» ТС организовать не так просто, как казалось, ведь наши страны почти 20 лет шли разными экономическими путями! Поэтому теперь строить новое здание на старом фундаменте, да еще и с вовлечением большого количества «соседей» как минимум преждевременно».

Еще резче оценивает ситуацию Алексей Скопин, профессор кафедры экономической географии ГУ ВШЭ, который заявил «НИ», что политики лишают идею ТС перспективы на будущее. «Вместо того чтобы последовательно пройти три стадии формирования ТС – создание зоны свободной торговли между всеми партнерами с отменой пошлин для внутренних товаров, введение единых пошлин для товаров из третьих стран и только потом создание союза – политики торопятся, переступают через головы и создают колоссальные проблемы для бизнеса на ближайшие 10 лет. При этом страны – участницы союза не могут по отдельности вступить в ВТО, а в рамках неработающего союза не смогут тем более», – отметил ученый.

Экспертов смущает вообще какое бы то ни было моральное право России «рулить» в союзе и тем более брать на себя смелость зазывать туда новых участников. «Если бы в нашей стране принимались сверхэффективные экономические решения и развивались инновации, то другим странам был бы смысл примыкать к лидеру, повышать свой уровень жизни. А играть против себя, повышать пошлины ради того, чтобы Россия собирала у себя бензиновую технику, в то время как весь мир переходит на электромобили и экологичное топливо, – нонсенс. Та же Белоруссия и Казахстан обошли нас в развитии производства на 2–5 лет, и это нам нужно подключаться к ним. Значит, наши пошлины нужно урезать и прислушиваться к Назарбаеву, который в самом начале предлагал последовательно создавать ТС. И уж никаких «новичков» в союз, пока он работает только на бумаге, звать не следует», – убежден Алексей Скопин.

"