Posted 23 апреля 2012,, 20:00

Published 23 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:37

Updated 8 марта, 05:37

Затянувшийся отдых

Затянувшийся отдых

23 апреля 2012, 20:00
Вчера Ростуризм направил в ГУВД Москвы официальное письмо с просьбой проверить деятельность туроператора «Идеальный мир», а Роспотребнадзор начал расследование в отношении этой компании. За минувшие дни часть туристов турфирмы не смогла улететь в оплаченные туры, другая, напротив, вернуться в Москву. На этой неделе Гос

Напомним, в воскресенье около 100 туристов компании «Идеальный мир» не смогли вылететь из Москвы в Тель-Авив, так как их авиабилеты оказались фальшивыми. По той же причине из Израиля не смогли вылететь 54 туриста компании, которые должны были в этот день возвращаться в Москву. Телефоны туроператора в Москве и Екатеринбурге не отвечали. В государственном реестре туроператоров содержится информация о том, что ответственность «Идеального мира» застрахована в «Росгосстрахе» на 30 млн. руб. Однако вчера выяснилось, что компания являлась клиентом «Росгосстраха» с 2007 по май 2011 года, и в дальнейшем договор не продлевался. Туристы оказались в очень непростой ситуации. Авиакомпания «Трансаэро» пообещала предоставить им билеты по спецтарифам, но на момент сдачи номера судьба многих отдыхающих оставалась неясной.

Это уже третий случай за год, когда туроператор оказывается не в состоянии выполнить обязательства перед туристами. В январе этого года разорилась крупная компания «Ланта-тур вояж», по вине которой без помощи за границей оказались около трех тысяч туристов. В апреле возникли проблемы у клиентов компании ITC, специализирующейся на экзотических направлениях. Прибывшие на отдых туристы были вынуждены снова оплачивать отели. Напомним, что в конце 2010 года потерпел крах «Капитал-тур», в прошлом один из ведущих и крупнейших российских туроператоров. На тот момент, когда он объявил о прекращении деятельности, за рубежом оказались около 8 тыс. его клиентов.

Последние события подтолкнули депутатов Госдумы к активизации работы над поправками в закон о туристской деятельности. В первую очередь в поправках идет речь о привязке размера финансовых гарантий туроператоров к их объемам и прописывается создание компенсационного фонда. Идея в том, что все операторы выездного туризма должны являться членами одного профессионального объединения, чья ключевая функция – оказание за счет своего компенсационного фонда экстренной помощи гражданам РФ за границей: оплаты отелей, покупки авиабилетов. Сам фонд формируется из ежегодных членских взносов, размер которых определен в 0,1% от выручки каждого туроператора. Если за год никаких выплат из такого фонда произведено не будет, правительство вправе уменьшить размер взносов на следующий год.

Однако у экспертов возникла масса вопросов по поводу этого документа. Сопредседатель Клуба защиты прав туриста, эксперт Общественной палаты РФ по вопросам туризма Роман Бобылев считает, что идея неплохая, однако на деле слабо реализуемая и непонятная. «У нас не существует такого понятия, как государственно-частное партнерство, которое, по сути дела, и предлагается, – рассказал «НИ» г-н Бобылев. – Чтобы ввести этот фонд, необходим новый федеральный закон, регламентирующий данную ситуацию. Кроме того, туроператоры не понимают, почему они должны скидываться в фонд, который, по сути дела, будет потрачен в случае необходимости на недобросовестных участников рынка». По словам собеседника «НИ», изначально экспертное сообщество выступало за саморегулируемые организации, у которых есть механизм контроля всех участников организаций друг за другом – можно исключать членов организаций или же обязывать их придерживаться каких-то стандартов. «Эти организации действуют по принципам, которые они сами и вырабатывают, – поясняет г-н Бобылев. – Участники сами решают принимать данного туроператора в саморегулируемую организацию или же нет. Когда принимают такое решение, то исходят из ряда критериев: надежности, тех же способностей, репутации на рынке. Берут такого оператора, и все несут круговую ответственность».

Когда законопроект находился на стадии разработки, предполагалось, что повышение фингарантий будет делаться за счет туроператоров, а в данном случае компенсация будет происходить за счет потребителей. «Мы же прекрасно все понимаем, что эти деньги будут добавлены в стоимость тура, – поясняет эксперт. – При этом он же будет оплачивать и стоимость страховки, которую никто не отменял».

В свою очередь, глава Комитета по социальной политике Совета Федерации Валерий Рязанский, один из авторов поправок в законопроект, поясняет, что идея с саморегулируемыми организациями хорошая, но никто не может насильно обязать туроператоров создавать их. Найдется масса фирм, которые ни в какие организации входить не будут. «Необходимость создания подобных организаций очевидна, но это требует длительного осознания того, что поодиночке каждый туроператор может погибнуть, – пояснил «НИ» сенатор. – А туристский рынок очень динамичный, молодой, достаточно много в нем работает малых компаний, часто бывают банкротства и страдают в конечном итоге потребители. Необходимо сделать так, чтобы вся система пользовалась добротной репутацией, поэтому и предлагается ввести коллективные формы гарантий. Их несколько, в том числе как раз гарантии туристам, которые уже оказались за рубежом. Вы приехали за границу, а вам в отеле говорят: «Деньги за ваше проживание к нам не поступали». Для такого рода случаев должна быть создана система гарантированного участия туроператорского сообщества».

При этом, согласно подсчетам Валерия Рязанского, цена вопроса не высока. «Эти 0,1% от оборота, не так много, – убежден он. – Если туроператор имеет оборот 1 млрд. руб., то эта вся процедура обойдется приблизительно на одну поездку 150–170 руб. А если считать, что поездка на семь дней туристу обходится больше тысячи долларов в среднем, то сумма просто ничтожна. Для повышения ответственности туроператора также создается дополнительное требование – страхование рисков. Любой оператор, который занимается туроператорской деятельностью с выездом за рубеж, обязан застраховать эти риски в объеме 12% от оборота». Сенатор надеется, что уже во вторник-среду Госдума примет закон, и уже в пятницу он попадет на рассмотрение Совета Федерации.

"