Posted 23 февраля 2004,, 21:00

Published 23 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

До лучших времен

23 февраля 2004, 21:00
Судьба российской налоговой реформы становится все более неясной. Еще несколько дней назад руководители Минфина и Минэкономразвития заверяли, что рассмотрение поправок в законы о взимании налога на добавленную стоимость (НДС) и единого социального налога (ЕСН) откладывается на 3–4 недели. Однако в прошлую пятницу Михаи

Выступая на совете по предпринимательству при правительстве РФ, Михаил Касьянов не стал конкретизировать сроки рассмотрения необходимых для проведения налоговой реформы законов. Он дал понять, что спешка еще никогда не приводила к положительным результатам и что налоговую реформу по причине ее особой важности негоже реализовывать кое-как. Поэтому премьер-министр посоветовал и своим подчиненным, и предпринимателям вооружиться терпением: по его словам, новые правила взимания налога на добавленную стоимость (НДС) и единого социального налога (ЕСН) заработают уже в 2005 году. А в ближайшие 10 месяцев будут приняты необходимые законы.

Наблюдатели считают, что всему виной многочисленные «расколы»: между правительством и предпринимателями, а также между чиновниками Минфина и Минэкономразвития. Это, кстати, проявилось и на совете по предпринимательству. Например, руководители компаний без обиняков дали понять премьер-министру, что введение специальных НДС-счетов – не что иное, как грабеж средь бела дня. И что если эти счета будут введены, вся либеральная суть налоговой реформы сведется на нет.

Как и следовало ожидать, у идеи НДС-счетов тут же нашлись защитники. Первый замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что из-за отсутствия НДС-счетов недобросовестные налогоплательщики «уводят» у бюджета десятки миллиардов рублей. Например, в прошлом году поступления по НДС выросли всего на 25%, а требований по возмещению НДС было представлено на 39% больше по внутренним расчетам и почти на 60% – по внешним. Зато при введении НДС-счетов станет видно, кто и сколько заплатил и кто, следовательно, имеет право требовать возврата части средств, а кому придется еще доплатить в казну. Подытожив все плюсы и минусы нововведения, Шаталов предложил бизнесменам «отступного»: НДС-счета сохранить, а саму ставку НДС снизить до 15–16%. Эту идею поддержал премьер-министр страны. «Снижение ставки НДС позволит бизнесу не ощутить изъятий средств при введении НДС-счетов», – оптимистично подчеркнул Михаил Касьянов.

Правда, бизнесменов не устраивает и такая модель. Например, глава компании «Объединенные машиностроительные заводы» Каха Бендукидзе заявил, что с введением НДС-счетов у государства воровать меньше не станут, просто изменится механизм увода средств от налогообложения. Другие выступающие указывали на то, что реализация предложений Минфина может разорить инвестиционные бюджеты компаний. На стороне бизнеса выступил заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович, который заявил, что НДС-счета есть резон вводить только при условии, если ставка НДМ будет снижена не на 15–16%, а на 13%. Иначе говоря, Минэкономразвития не упустило случая, чтобы в очередной раз продемонстрировать отличную от Минфина позицию.

В общем, заседание совета по предпринимательству ничего нового в подходах к налоговой реформе не проявило, что вполне закономерно. Дело в том, что любые планы правительства по разного рода изменениям и новациям носят достаточно условный характер, поскольку неизвестно, кто возглавит правительство после президентских выборов. К тому же налоговая политика относится к сверхважной сфере, где любой неосторожный шаг может обернуться для экономики страны серьезными масштабными последствиями.

"