Posted 22 марта 2011,, 21:00

Published 22 марта 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:22

Updated 8 марта, 06:22

На холостых оборотах

22 марта 2011, 21:00
По опубликованным вчера данным Международной ассоциации автопроизводителей (OICA), в 2010 году мировое производство коммерческих автомобилей выросло на 38% и составило 19 млн. 345 тыс. единиц. Лидер здесь – США, у России – скромное 17-е место. В легковом сегменте на первом месте Китай. Ожидается, что в этом году выпуск

Производители коммерческих авто (грузовые и полугрузовые машины, шасси, автобусы разной вместимости) обслуживают все отрасли экономики. Поэтому не удивительно, что на этот сегмент в прошлом году пришлось около 25% мирового автопроизводства. Это 77 млн. 609 тыс. различных машин. Также не вызывает вопросов, что крупнейшим производителем коммерческих автомобилей остаются США, где, как отмечают исследователи, например, минивэны и пикапы пользуются большой популярностью не только у «хозяйствующих субъектов», но и у обычных потребителей. Всего в 2010 году автопром США выпустил 5 млн. 30 тыс. единиц коммерческой техники – на 42,3% больше, чем годом ранее.

На втором месте по производству в этом сегменте идет Китай, где в прошлом году было выпущено 4 млн. 367 тыс. разного типа грузовиков и автобусов (+28,2%). Третьей остается Япония с 1 млн. 318 тыс. машин (+23%). Что касается нашей страны, то она по итогам прошлого года поднялась с 18-го на 17-е место (195 882 единицы), обогнав Южную Африку. По данным аналитического агентства «Автостат», производство российских грузовых автомобилей выросло на 67,6% по сравнению с 2009 годом, а выпуск автобусов – на 30%. «В целом наш рынок на 80% обеспечен внутренним производством, в том числе на 80% грузовиками и на 90% автобусами, – рассказал «НИ» исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. – Так что здесь все нормально. Другое дело, нам надо повышать конкурентоспособность своей техники, чтобы рынок и дальше оставался нашим».

Что касается сегмента легковых авто, то их у нас в прошлом году было произведено 1,2 млн. штук. Чтобы понять, много это или мало, сравним с предыдущими годами. В 2008-м, который у нас в целом считается предкризисным, было выпущено 1,7 млн. легковушек, в 2009-м – 722 697. Как рассказал «НИ» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, помогла программа утилизации, благодаря которой выросло и производство собственно отечественных машин, и сборка бюджетных иномарок. По его словам, уже в этом году больше 50% производства приходится на иностранные предприятия, и в дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться. В целом же, по прогнозам эксперта, в этом году будет произведено не менее 1,5 млн. легковых автомобилей. Для сравнения: по статистике OICA, в Китае в 2010 году было выпущено 13,9 млн. автомобилей, и по прогнозам к 2014 году каждая пятая машина в мире будет производиться в Поднебесной. Мы же, как полагает г-н Коровкин, к этому времени только преодолеем планку в 2 млн. авто в год.

По мнению Сергея Удалова, шансов приблизиться к мировым автопроизводителям у России нет даже в самой отдаленной перспективе. «Эти страны – крупные экспортеры, там работают глобальные компании, – пояснил эксперт. – А Россия, по сути, является локальным рынком. Производители, которые сюда приходят, производят автомобили в первую очередь для внутреннего потребления. Экспорт из России будет только в страны СНГ, Латинскую Америку, возможно, в Африку, то есть туда, где нет автопрома. Да и там нам все равно придется конкурировать с глобальными производителями, тем же Китаем». Более того, есть определенная планка, выше которой мы уже не прыгнем. «Мы в своих прогнозах исходим из того, что объем рынка продаж может дойти до 4 млн. автомобилей в год, – сообщил г-н Удалов. – И 70–80% этого объема может собираться в России».

"