Posted 20 декабря 2009,, 21:00

Published 20 декабря 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:23

Updated 8 марта, 07:23

Что получит потребитель

Что получит потребитель

20 декабря 2009, 21:00
В конце прошлой недели Госдума после двухлетних обсуждений все-таки приняла в окончательном чтении закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Депутаты надеются, что не сразу, но постепенно его действие приведет к снижению цен. Торговля этого не обещает.

Пока закон очень долго готовился и согласовывался, много говорилось о том, что он нужен для того, чтобы прекратить практику «обдирания» поставщиков продовольствия со стороны торговых предприятий, а главное – регулировать торговые наценки и цены. Теперь с 1 февраля 2010 года торговля обязана будет раскрывать информацию об основных условиях отбора поставщика в Интернете. Законодатели хотели ввести еще статью, обязывающую поставщиков и сети раскрывать цены и наценки, но она не прошла. Договоры поставок товаров и договор об оказании дополнительных услуг должны будут стать отдельными документами. Это, по идее, должно урезать аппетиты ритейлеров в части платы за «доступ к полкам», за изменение ассортимента товара. Сложнее станет навязывать услуги по маркетингу и рекламе. В конечном итоге должны снизиться издержки, а значит, покупатель теоретически может рассчитывать на то, что товары не будут дорожать бешеными темпами.

Этому же должна способствовать и конкуренция. В частности, закон запрещает торговым сетям открывать новые магазины в тех регионах, где они уже покрыли 25% рынка; ограничивает размер премии за объем приобретенных продовольственных товаров – 10% от их цены. Наконец, документ содержит статью, наделяющую правительство правом устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на срок не более чем 90 дней. Это будет возможно, если в течение 30 календарных дней рост розничных цен на них составит 30% и более.

Напомним, разработка, обсуждение и принятие законопроекта проходили долго и сложно, наталкиваясь на противоречия между интересами участников рынка – представителями торговли и поставщиками – производителями продуктов питания. Свои интересы отстаивали и заинтересованные ведомства. В итоге, похоже, «победила дружба». А что выиграют покупатели? Евгений Федоров, председатель комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству, уверен, что сразу ждать результата не стоит, но на протяжении от полугода до двух лет закон свои плоды даст: «Сначала уйдет та прибыль, которую до сих пор незаконно получал ритейл – по 300–400 млрд. руб. в год сразу распределится в пользу поставщиков и покупателей. То есть уйдут 5% наценки за бонусы и 5% за дополнительные платежи. Потом супермаркеты добровольно отдадут монопольную часть прибыли – ведь рядом с ними вырастут такие же магазины других сетей и им придется конкурировать. В долгосрочной перспективе – в течение двух лет – я вообще вижу тренд на снижение вектора цен на отечественные продукты питания на 50% и в меньшей степени на импортные», – заявил «НИ» законодатель.

«Сам факт публичного обсуждения взаимоотношений торговли и поставщиков уже заставил торговлю вести себя гораздо аккуратнее, даже несмотря на ее мощное лобби! Если закон будет грамотно исполняться, то продукты в сетях не должны расти в цене быстрее инфляции, а социально значимые товары – тем более» – такой более осторожный прогноз дал «НИ» председатель Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Теперь, по его словам, «важно, чтобы «судьи» были честны и «зрители» не молчали, если увидят несправедливость».

А вот директор Союза независимых сетей Ирина Канунникова сказала «НИ», что никакой закон не в состоянии повлиять на цены в угоду покупателям. «Цены в период кризиса не могут остановиться! И в документе речь идет о госрегулировании цен, а не об их замораживании. И если мы в зоне турбулентности, то законы экономики будут иметь большую силу, чем документы правительства. К тому же все будет зависеть от спроса, покупательной способности и цены на нефть. Главное, чего мы ждем от документа, – снятия конфликта между поставщиками и ритейлом. А цены? Их отрегулирует жизнь», – «успокоила» она потребителей.

"