Posted 20 декабря 2004,, 21:00

Published 20 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Пришел каЮКОС

Пришел каЮКОС

20 декабря 2004, 21:00
Биржевые игроки отреагировали на загадочную продажу «Юганска» так же бурно, как российские политики. И те, и другие желают знать, где скрывается «Байкалфинансгрупп».

Хотя специалисты уже давно с грустью шутят, что «ЮКОСу пришел каюкос», продажа за налоговые долги его основного нефтедобывающего предприятия «Юганскнефтегаза» еще больше усилила их пессимизм. Несколько раз торги на биржах приостанавливались из-за обвала «юкосовских» бумаг. В целом котировки акции опальной НК за день снизились в цене на 15–25% и достигли 53 центов (уровень 2000 года). На Франкфуртской фондовой бирже американские депозитарные расписки (ADR) ЮКОСа провалились на 20%.

Падал и «Газпром» (минус 5%), ведь его «дочка» «Газпромнефть» проиграла аукцион по «Юганску», и у рынка нет полной уверенности, что таинственное ООО «Байкалфинансгрупп» в конце концов передаст контрольный пакет государственному газовому монополисту. Зато акции «Сургутнефтегаза» подросли на 2–3% на слухах о том, что именно эта корпорация стоит за спиной «Байкалфинансгрупп».

На события отреагировал и отец-основатель ЮКОСа. Михаил Ходорковский заявил, что «власть сделала себе замечательный рождественский подарок – уничтожена самая эффективная нефтяная компания России. Однако есть гораздо более важные вещи, чем эти безликие акции». К ним он отнес тех, кто «сидит в камерах или вынужден покинуть Родину и семьи», кто остался без зарплаты.

Тем временем, представитель дирекции Еврокомиссии по связям со СМИ Эмма Юдвин пообещала, что дело ЮКОСа не повлияет на отношения РФ и ЕС, хотя европейцы внимательно следят за развитием событий и желают, чтобы рынок капиталовложений в Россию был более стабильным и прозрачным. Между тем группа «МЕНАТЕП», похоже, пребывает в недоумении. «На данный момент мы пытаемся выяснить, кто стоит за «Байкалфинансгрупп». Когда станет известно, кто же реально купил «Юганскнефтегаз», то «МЕНАТЕП», бесспорно, подаст в суд», – заявила пресс-секретарь компании Мария Лаврова.

Покупателя главного актива ЮКОСа, похоже, ищут сейчас все кому не лень. Достоверных сведений нет ни у кого. Управление Федеральной налоговой службы по Твери в растерянности: «Мы не располагаем никакой информацией об этой компании». Похоже, единственная структура, которая знает правду, – это Федеральная антимонопольная служба, куда компании предоставляют сведения о своих учредителях. Однако ФАС молчит, ссылаясь на служебную тайну: «Мы не имеем права разглашать и комментировать информацию об учредителях заявителей на приобретение тех или иных активов».



Олег ШЕИН, трейдер отдела доверительного управления ИК «Брокеркредитсервис»:
– Ситуация на рынке остается сложной. Неопределенность с новым собственником давит на рынок. Предполагать можно все что угодно. На ситуацию с аукционом давит еще и решение американского суда. В случае возникновения конфликта можно ожидать массового исхода американских инвесторов с нашего фондового рынка. А ситуация с инвестициями у нас сейчас не самая блестящая. Если брать динамику с начала года, то в плюсе только акции «Сбербанка» и «ЛУКойла».

Ярослав ЛИСОВОЛИК, главный экономист ОФГ :
– Хотя евро укрепился по отношению к доллару, но рубль этого не сделал, а должен бы был. Отчасти потому, что фактор укрепления евро нивелировался оттоком капитала из нашей страны. Рынок голосует против всех последних событий, и капитал уходит. Что касается правовых вопросов, то обратите внимание на реакцию консорциума иностранных банков, который отказался кредитовать покупателей «Юганска». Тот факт, что они отреагировали на угрозу США, говорит – эта угроза реальная. Понятно, что ситуацию они исправить не могут, но жизнь тем, кто будет распоряжаться бывшими активами ЮКОСа, осложнят.

Дмитрий ИВАНОВ, юрист:
– По регламенту, который издал РФФИ конкретно по этому аукциону, победившая компания должна расплатиться в течение двух недель. Реально за две недели выплатить сумму в 9,5 млрд. долларов невозможно. Для примера: ММВБ торгует оборотными средствами в среднем 100 млн. долларов в день. А тут почти 9 млрд., которые нужно, не нарушая законодательство, «загнать» в Россию, проконвертировать их здесь, затем отправить на счет РФФИ. Это невозможно, потому что на Западе осталось четыре банковских рабочих дня. Скорее всего, аукцион был проведен для отвода глаз. По моему мнению, тут может быть провернута следующая схема. Если компания не расплачивается в течение двух недель, данные акции уходят государству. Государство – это понятие широкое, но в итоге по всем внешним и внутренним долгам у нас ответственный Минфин. Затем государство в лице правительства будет решать, что делать. Скорее всего, решат учредить какой-нибудь ФГУП или передадут управление «Юганскнефтегазом» другой компании в сфере нефтегазового бизнеса с государственным участием.

"