Posted 20 июня 2007,, 20:00

Published 20 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:26

Updated 8 марта, 08:26

Скандал по «Дружбе»

20 июня 2007, 20:00
Еврокомиссия собирается навести порядок в поставках российской нефти на Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод через нефтепровод «Дружба». Такое заявление сделала вчера в Литве комиссар ЕК по вопросам конкуренции Нели Крус. Отечественные эксперты, впрочем, сомневаются в успехе мероприятия, так как никаких реальных ры

Заявление, прозвучавшее в литовской столице, выглядит довольно жестким и по форме, и по содержанию. «Еврокомиссия постоянно поддерживает связь с министром энергетики России и требует, чтобы власти РФ предоставили Литве исчерпывающую информацию о нефтепроводе «Дружба» и нашли приемлемое для всех решение», – говорится в нем. Напомним, что скандал разразился год назад, в июле 2006-го, когда Россия прекратила поставки на «Мажейкяй Нафта». Официально Москва объяснила это аварией, которая произошла на указанном нефтепроводе. Вильнюс же прозрачно намекал, что прекращение поставок вызвано тем, что на аукционе по продаже вышеупомянутого завода российские компании потерпели поражение.

В результате нефть в Литву доставляется танкерами по Балтийскому морю. Во-первых, это значительно дороже, во-вторых, в результате завод имеет проблемы с полной загрузкой. Литва пыталась грозить РФ ответными мерами, в частности, перекрытием железной дороги между «большой» Россией и Калининградской областью. До применения на практике таких мер, к счастью, не дошло, однако ситуация продолжает оставаться довольно напряженной.

По мнению отечественных экспертов, у Еврокомиссии нет никаких возможностей повлиять на решение вопроса. «Энергетика вообще находится в сфере ведения национальных правительств, а не ЕК, – рассказал «Новым Известиям» научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Да и само требование предоставить информацию выглядит, мягко говоря, довольно странным. Когда несколько лет назад газовая отрасль в Европе реформировалась, российское правительство пыталось узнать, как эти реформы проходят, но получило отказ. ЕС – закрытая организация, и несколько удивляет, что она требует от других то, чего не делает сама».

Как рассказал «НИ» директор Института нефти и газа Анатолий Дмитриевский, подобные вопросы регулируются в рамках международного права. «Если кто-то сорвал оговоренные заранее поставки, он должен заплатить штраф. Если же нарушения не было, как в данном случае, то о чем здесь вести речь? На мой взгляд, это традиционная позиция Европы, которая считает, что интересы могут быть только у потребителя, в то время как продавец всегда обязан», – отмечает он. Г-н Дмитриевский уверен, что страховкой от таких скандалов могло бы стать четкое и ясное соглашение об энергетической безопасности, подписанное всеми заинтересованными сторонами.

«Проблема недозагрузки завода – это исключительно дело самого завода, и перекладывать проблему с больной головы на здоровую здесь нечего», – уверен заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Что касается возможных осложнений в подписании договора между Россией и ЕС, то, как подчеркнул эксперт в разговоре с корреспондентом «НИ», заинтересована в нем и та, и другая сторона, так что кризис вокруг НПЗ в Литве вряд ли отразится на ходе процесса.

"