Posted 20 марта 2006,, 21:00

Published 20 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Кто остался на трубе

Кто остался на трубе

20 марта 2006, 21:00
Намерение Туркмении повысить цену на газ для России и настойчивое требование возврата долгов от Украины может привести к серьезному осложнению отношений между Ашхабадом, Москвой и Киевом. К такому выводу пришли британские экономисты из аналитической группы Business Monitor International. Опрошенные «Новыми Известиями»

В своем обзоре англичане отмечают, что «все более агрессивная позиция на переговорах, хотя и оправданная ныне существующими на мировых рынках тенденциями, может заставить отвернуться торговых партнеров от Туркменистана». Напомним, что президент Сапармурат Ниязов заявил не так давно о намерении в очередной раз повысить цену на газ – до 100 долларов за 1 тыс. кубометров. Причем эта мера будет касаться и России, и Украины. По мнению британских экспертов, одной из причин такого решения Туркменбаши стала явная нехватка средств для финансирования государственных социальных программ. Совсем недавно для трети населения были отменены пенсии, а еще 100 тыс. пенсионеров стали получать их в урезанном виде.

Правда, не факт, что даже повышение цен на газ, на который приходится 90% туркменского экспорта, даст Туркменбаши возможность решить внутренние проблемы. Мало того, британцы не уверены в том, что у Ашхабада есть возможности для выполнения уже существующих контрактов. Чтобы рассчитаться по взятым обязательствам, включая поставки в Иран и Пакистан, туркменам необходимо практически удвоить экспорт газа в нынешнем году и довести его до более 80 млрд. кубов. Еще одним сдерживающим фактором исследователи считают то, что у Ашхабада нет пока альтернатив в осуществлении поставок на мировой рынок. Иными словами, нет газопроводов, которые не находились бы под контролем России, в результате чего «экспорт в целом остается под контролем русских». И если не возродится проект строительства газопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан и не начнется строительство газовой «суперветки» в Китай, то, по мнению экспертов, «Туркменистану будет трудно диверсифицировать поставки». Однако для реализации этих проектов необходимы крупные иностранные инвестиции, а в условиях авторитарного режима они маловероятны.

Отечественные эксперты видят ситуацию в ином свете. По их мнению, она грозит неприятностями прежде всего Киеву, а не Ашхабаду. Туркмения, как напомнил «НИ» депутат Госдумы экономист Сергей Глазьев, является на нефтегазовом рынке Евразии одним из монополистов, создать конкуренцию которому довольно сложно. Россия же, по его словам, в этом смысле малоуязвима, поскольку «мы зависим от поставок туркменского газа гораздо меньше, чем Туркменистан от российского газового транзита». Так что, полагает эксперт, у нашей страны всегда будет «рычаг повышения транзитных цен».

Касаясь возможного повышения газовых цен, г-н Глазьев заметил, что вряд ли стоило ожидать, что туркменское руководство наивно поддержит «оранжевую революцию», особенно после того, как «Газпром» поднял в январе свои тарифы для Украины. «Конечно, цены изменятся и для России, поскольку Туркменистан не входит в единое экономическое пространство (ЕЭП), а дискриминировать торговых партнеров в мировой практике не принято – можно и на экономические санкции нарваться. То же самое утверждение касается и ценовой политики России по отношению к Украине, ведь иначе мы будем несправедливы по отношению к нашим европейским потребителям, платящим за газ подчас в несколько раз больше», – отметил эксперт. В итоге, по прогнозу Сергея Глазьева, летом и без того хрупкий украинский топливный баланс может рухнуть, и страна встанет перед выбором: либо социально-экономическая катастрофа, либо вхождение в ЕЭП.

Эксперт Института энергетики и финансов Мария Белова считает, что все основания для нового витка газовой войны налицо. Тем более что ратифицировавшая договор к Энергетической хартии Украина не имеет права препятствовать поставкам ресурсов в третьи страны. «В случае, если это снова произойдет, стороны могут пригласить посредника, который будет контролировать свободное прохождение газа по трубопроводам», – объяснила «НИ» аналитик. Впрочем, не исключен и мирный исход назревающего конфликта. По словам г-жи Беловой, на носу заседание «большой восьмерки» под председательством России, а в этой ситуации возможный удар по имиджу страны наше руководство не допустит. Поэтому вероятно, что Москва окажет на Ашхабад некоторое давление, призвав среднеазиатское государство к компромиссу. «Учитывая, что Туркменбаши, как правило, прислушивается к мнению России – в частности, в вопросах эксплуатации Каспия, есть значительная вероятность, что он пойдет на уступки», – полагает эксперт.

КСТАТИ

Добыча природного газа в России в январе–феврале 2006 года выросла на 3,1% относительно аналогичного показателя 2005 года и составила 115,837 млрд. кубометров. По данным Минпромэнерго РФ, на газовых и газоконденсатных месторождениях было добыто около 108,495 млрд. кубометров газа (103,4% от уровня января–февраля 2005 года), на нефтяных месторождениях – 7,342 млрд. кубометров попутного газа (99,6%). Статистика утверждает также, что предприятия ОАО «Газпром» в первые два месяца этого года произвели 96,256 млрд. кубометров сырья (104,5%), что составляет 88,7% от общего уровня добычи на газовых месторождениях.

По материалам Интерфакса

"