Posted 20 января 2009,, 21:00

Published 20 января 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:48

Updated 8 марта, 07:48

Банкротство по-киевски

20 января 2009, 21:00
Украина стоит на пороге дефолта. С таким сенсационным заявлением выступили вчера западные аналитики. Сегодня в страну должна прибыть миссия МВФ для изучения ситуации на месте. Эксперты обвиняют Киев в популизме, приведшем страну к финансовому краху, и утверждают, что банкротство Украины приведет к экономическим потерям

Украинские облигации просигнализировали о дефолте после того, как Россия одержала верх, – таким утверждением агентство Bloomberg ошарашило инвесторов после того, как ознакомилось с расчетами аналитиков банка JPMorgan. Спустя четыре года после того, как Украина приняла западный путь развития, избрав президентом Виктора Ющенко, бывшая советская республика коллапсирует, а инвесторы ожидают ее дефолта, утверждают западные аналитики.

Суть проблемы в следующем. За 2008 год национальная валюта – гривна – подешевела по отношению к доллару на 40%, а фондовый индекс ПФТС упал на 85%. Мировые цены на металл, который является основной статьей украинского экспорта, с августа рухнули на 56%, в результате чего промышленность в декабре упала на 26,6%, а в целом за год – на 2,1%. Внешний долг страны оценивается в 105 млрд. долларов. В общем, наблюдается полномасштабный экономический кризис.

На этом фоне достижение договоренностей между Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко международные инвесторы расценили как небольшой, но все же проигрыш Украины, несмотря на полученные Киевом скидки. В итоге инвесторы испугались, что Киев просто не справится со всеми выплатами по государственному долгу, газу и прочим обязательствам. Разница между доходностью украинских и американских долговых бумаг (последние считаются эталоном надежности) достигла 25,1%, увеличившись за последние четыре месяца втрое. Это на 9,6% выше показателя Аргентины в 2001 году, которая до сих пор не рассчиталась с кредиторами после дефолта. Украина на сегодняшний день является вторым претендентом на дефолт в мире после Эквадора, который уже объявил его в декабре. Украинский показатель также на 10,8% больше российского накануне августовских событий 1998 года. По данным ООН, на конец октября прошлого года вероятность того, что правительство объявит дефолт в течение ближайших месяцев, оценивалась в 16,3%. На втором месте среди развивающихся стран Венесуэла (15,5%), а на третьем – Россия (10,1%).

По мнению заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина, глубинная причина украинского кризиса в том, что страна в промышленном развитии застыла на уровне Советского Союза, где газа было достаточно, и заводы были очень энергоемкими. В 1990-е и начале 2000-х, когда Москва продавала Киеву газ по заниженным ценам, стоило стимулировать переход промышленности на менее энергоемкое оборудование, однако средства тратились в основном на популистские выплаты населению. В кризисных условиях денег на закупку газа для неэффективной промышленности может просто не хватить.

«Но украинский дефолт ударит и по России, ведь в таком случае Киеву будет нечем платить за наш газ, какую бы скидку Москва ему ни предоставила», – пояснил «НИ» г-н Жарихин. «Россия одержала верх в переговорах по газу, но слишком слабая экономически Украина тоже невыгодна Москве», – высказывает схожее мнение старший экономист лондонского отделения Dresdner Kleinwort Ивайло Веселинов.

Пессимисты считают, что миссия МВФ, прибывающая в Киев, заморозит кредит, выданный Украине в ноябре, поскольку он неэффективно используется. «На Крещатике много дорогих машин чиновников, а под Майданом сооружен торговый комплекс, аналогичный тому, что построен в Москве под Манежной площадью. На это, в частности, идут деньги, полученные украинским правительством», – говорит Владимир Жарихин.

Но есть и оптимисты, которые напоминают, что государственный долг Украины не очень велик (сумма выплат в 2009 году – 1,5–2 млрд. долларов). «Опасения вызваны тем, что долги есть у компаний «Укравтодор» и «Нафтогаз». Точный объем и структура этих долгов неизвестны, но по ним даны государственные гарантии на сумму в несколько миллиардов долларов. Но даже они не должны привести к дефолту, хотя временные трудности с ликвидностью возможны. По оценкам, объем госрезервов в сочетании с поступлениями от МВФ (в целом кредитное соглашение предусматривает предоставление 16,5 млрд. долларов в течение двух лет) примерно равен совокупным выплатам Украины по внешним долгам (суверенным и корпоративным)», – пояснила «НИ» экономист крупной инвесткомпании Ирина Пионтковская. Однако дефолты по займам частных компаний вполне вероятны, признает она.

"