Posted 19 октября 2003,, 20:00

Published 19 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Торг неуместен

19 октября 2003, 20:00
Похоже, Россия нашла новый аргумент в споре с Организацией стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Вице-премьер РФ Виктор Христенко заявил в прошлую пятницу, что наша страна может отказаться от увеличения поставок нефти на мировые товарные рынки. Но только в том случае, если ОПЕК поможет отечественным нефтяным компаниям верн

Беседуя с российскими журналистами, Виктор Христенко отметил,, что Россия, безусловно, заинтересована в стабильности и прогнозируемости ценовой ситуации на нефтяном рынке. Он напомнил, что уровень цен на нефть, «который устраивает Россию и который мы считаем справедливым, всем известен – в районе 25 долларов за баррель». Христенко также выразил надежду на то, что страны ОПЕК будут строго выполнять принятые на себя обязательства и реально сократят добычу «черного золота» на 0,9 млн. баррелей в сутки, как это было решено на октябрьском саммите ОПЕК. Обеспокоенность России понятна, если учесть, что до этого страны – члены картеля регулярно «выполняли и перевыполняли» планы по экспорту «черного золота»: по оценкам экспертов, на товарные рынки ежедневно поступало на сотни тысяч баррелей больше, чем это предписывалось квотами организации.

Впрочем, наша страна тоже себя не ограничивала ни в добыче, ни в экспорте «черного золота». Более того, если верить представителям руководства картеля, именно поведение России может спровоцировать в обозримом будущем обвал нефтяных цен. Правда, пока мировая экономика страдает от прямо противоположного явления: еще в начале октября цена опековской «корзины» превысила официальную верхнюю границу ОПЕК в 28 долларов, а в последние дни она приблизилась к отметке в 30 долларов за баррель. В связи с этим президент Венесуэлы Уго Чавес уже предложил подумать об изменении рамок ценового коридора: по его мнению, «справедливые» цены на нефть, которые устраивали бы и экспортеров и импортеров, должны варьироваться в диапазоне от 25–32 долларов за баррель. А независимые экспортеры и главный из них – Россия – должны сделать все, для того чтобы «не раскачивать лодку», то есть не заливать товарные рынки своей дешевой нефтью. Потому что результат подобных действий, как предупредил президент ОПЕК Абдулла бин Хамад, может быть самым плачевным, вплоть до падения котировок нефтяных контрактов до страшных уровней начала 1999 года – 9–10 долларов за баррель.

Так что теперь ОПЕК не просто просит, но даже настаивает на том, чтобы Россия добровольно «обуздала себя», сократив поставки нефти на мировые рынки. Со своей стороны, руководство страны готово выдвинуть свои условия. Одним из них, судя по высказыванию Виктора Христенко, могло бы стать урегулирование проблемы российских компаний в Ираке. Как известно, до свержения режима Саддама Хусейна российские нефтяники занимали в этой ближневосточной стране эксклюзивное положение. Теперь после фактической оккупации Ирака их вытеснили оттуда американские и британские нефтяные корпорации. И ОПЕК в этой ситуации мог бы помочь России, считает Виктор Христенко.

О том, как отреагировали страны картеля на это заявление вице-премьера, пока ничего не известно. Что касается независимых экспертов, то, по их мнению, заявления высокопоставленного российского чиновника выглядят на удивление нелогичными. Так, гендиректор Центра нефтегазового бизнеса Евгений Хартуков в беседе с «Новыми Известиями» напомнил, что пока Ирак не вошел полноценно в систему взаимодействия стран – членов картеля (прежде всего, не получил квоту на экспорт). Так что пока ОПЕК ни теоретически, ни практически не может влиять на поведение страны, которая, по оценкам независимых экспертов, располагает третьими по величине запасами нефти в мире. Поэтому подобная попытка «торга по-российски» вряд ли вызовет у них что-либо, кроме чувства понятного раздражения. Не секрет, что арабские страны – члены картеля не смогли защитить даже собственные интересы при оккупации Ирака. И, конечно, не в их власти заставить американскую временную администрацию поделиться куском иракского «пирога» с Россией или с любой другой страной, чьи интересы оказались ущемленными в результате свержения Саддама Хусейна.

Поэтому требование Христенко почти наверняка окажется невыполненным. Впрочем, вполне возможно, что как раз на такой результат и рассчитывает российское руководство. Ведь в случае если ОПЕК продемонстрирует свое бессилие в решении иракской проблемы, наша страна сможет и дальше спокойно наращивать добычу и экспорт своего сырья. Не опасаясь того, что картель пригрозит ей ценовой войной по аналогии с событиями двухлетней давности.

"