Posted 19 августа 2009,, 20:00

Published 19 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:17

Updated 8 марта, 07:17

Бремя лидерства

Бремя лидерства

19 августа 2009, 20:00
Как сообщил вчера Росстат, Россия и в первом, и во втором квартале лидировала среди стран G8 по темпам падения ВВП. По масштабам снижения промышленного производства наша страна пропустила вперед не только Японию, Италию, Германию, но и Бразилию, и Индию. Эксперты надеются, что к концу года ситуация в экономике изменитс

В своих подсчетах Росстат использовал не только собственные данные, но и публикации Международного валютного фонда (МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и оперативные сведения национальных статистических служб. Из всего этого информационного массива следует, что Россия держит лидерство по спаду ВВП с начала года. В первом квартале темпы этого тревожного для экономики процесса составляли у нас 9,5% к тому же периоду прошлого года, во втором, по предварительным оценкам, они разогнались до 10,9%. Не нам одним плохо: ростом в апреле – июне не смогла похвастаться ни одна страна, входящая в «большую восьмерку». Однако у других членов элитного клуба показатели хоть и отрицательные, но заметно лучше наших. Хуже всех, не считая России, дела обстоят в Японии (минус 6,5%), лучше – у Франции (минус 2,6%).

РФ помимо G8 входит в еще одну группу стран, влияние которых в мировой экономике в последние годы становилось все ощутимее из-за активного роста. Это так называемая группа БРИК – Бразилия, Россия, Индия, Китай. Здесь наше положение еще хуже, контраст еще разительнее. КНР, например, во втором квартале смогла увеличить свой ВВП на 7,1%. Индия в январе – марте (данных за второй квартал нет) тоже подрастила свою экономику на 4,1%. Бразильцы, как и мы, падали, но совсем не так отвесно – минус 1,6%.

«Мы худшие по падению ВВП, потому что у нас были накоплены большие запасы продукции в предкризисный период, – пояснил «НИ» ситуацию главный экономист Центра развития Валерий Миронов. – Экономика России была перегрета, инфляция была одна из самых высоких в мире. А когда цены растут, предприятия запасают товары, потому что они непрерывно дорожают. Вот и забили все склады готовой продукцией, сырьем и материалами. Когда начался кризис, стали распродавать накопленные запасы. Предприятия стремятся их поддерживать в определенном процентном соотношении к объемам продаж: продажи падают – запасы снижают. После кризиса 1999 года запасы даже уходили ниже нормы: обычно их держат на уровне 20% к объемам продаж, но тогда увели до 10%. И еще год потом снижали».

По словам эксперта, «возможно, нечто подобное будет и сейчас». «Пока запасы распродают, производство останавливается, потому что есть чем покрывать спрос. Как только прекратится распродажа, у нас ВВП будет падать на 5%. Таким образом, мы будем не впереди планеты всей, а где-то посредине. То есть мы не такие уж плохие. Просто американцы, например, не накапливают запасы. Они более опытные менеджеры, имеют многовековой опыт частного предпринимательства и жизни в условиях кризиса. Они стали вовремя их снижать, а в России еще в начале лета прошлого года правительство говорило, что у нас тихая гавань, в которой мы пересидим мировой кризис. Однако это производило обратный эффект – предприятия, слушая подобные заверения, еще больше убеждались: кризис будет непременно, и шло наращивание производства», – отметил Валерий Миронов.

А вот если брать не весь ВВП, а только промпроизводство, то Россия выглядит не так плачевно. В Японии, например, промышленность во втором квартале рухнула на 29,9%, а у нас – «только» на 14,8%. Штаты, Великобритания и Канада не далеко от нас ушли – от 12,4 до 11,6%. Однако ситуация меняется быстро, и к концу лета в Японии, Германии и Франции уверенно заговорили о стабилизации экономики. США за июль увеличили промпроизводство на 0,5%. Наш Росстат поначалу оценил промышленный рост в РФ за тот же месяц к предыдущему в 4,7%, но замминистра экономразвития Андрей Клепач статистиков быстро поправил: только 0,9%, и то с учетом сезонных и календарных факторов – в июле на один день больше, чем в июне.

«Скорее всего, в третьем и четвертом кварталах падение ВВП будет в России меньше, чем в начале года. Согласно оперативным данным за июнь и июль, темпы падения у нас сократились, даже наметился некоторый рост. Насколько он долгосрочный – пока непонятно. Возможно, мы выйдем на прогнозируемые к концу года минус 7–8,5%, но только если повезет», – сообщила «НИ» аналитик Экономической экспертной группы Анна Васильева.

Вот с чем нам совершенно определенно не везет, если сравнивать и с G8, и с БРИК, так это с потребительскими ценами. В июне этого года к показателям июня прошлого Россия – безусловный и непререкаемый лидер. Инфляция у нас составила за это время 11,9%. На втором месте в «восьмерке» – Великобритания с жалкими на нашем фоне 1,8%. На третьем – Италия (0,5%), на четвертом – Германия (0,1%). В остальных странах цены снизились от 0,3% (Канада) до 1,8% (Япония). В группе БРИК ближе всего к нам Индия с годовой инфляцией в 9,3%. В Бразилии все подорожало в среднем на 4,8%, а Китай смог понизить цены на 1,7%.

"