Posted 19 июля 2011,, 20:00

Published 19 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:04

Updated 8 марта, 06:04

Тратим то, чего нет

Тратим то, чего нет

19 июля 2011, 20:00
Доля социальных расходов в общем объеме трат Российского государства за годы кризиса выросла более чем в 1,5 раза: с 25,1% в 2007-м до 39,7% в этом году, подсчитали аналитики ФБК. Практически столько же тратят в среднем на эти цели страны Евросоюза. Однако, как подчеркивают экономисты, Европа может себе это позволить,

В России в предкризисном 2007 году социальные расходы составляли 25,1% консолидированного бюджета, в 2009-м – уже 29,4%, а в 2011-м должны дойти до 39,7%. По 27 странам ЕС накануне кризиса этот показатель был на уровне 38,9%, в 2009 году – 39,5%, примерно столько же ожидается и в нынешнем году. «Чемпионы» Европы – Германия (45,6%), Дания (43,5%), Люксембург (42,6%), Финляндия (42,5%). А вот государства примерно одного с РФ уровня экономического развития тратят на социалку гораздо меньше: Словакия – 29,5%, Чехия – 30,5%, Эстония – 34,7%.

Казалось бы, что плохого в том, что растет благосостояние наших граждан. Однако, подчеркивает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, высокоразвитые страны могут себе позволить более высокую долю соцрасходов, а такие как Россия из-за меньшей эффективности их экономик в таких тратах ограничены. Проще говоря, мы тратим деньги, которых у нас нет. Эксперт убежден: беспрецедентный рост государственных социальных обязательств – это большой риск для устойчивого экономического развития. Резервный фонд РФ с марта 2009 года по июль 2011-го уже уменьшился в 6,5 раза. А поскольку есть значительная вероятность снижения мировых цен на нефть, наполнять его будет нечем. В то же время социальные обязательства невозможно просто так отменить.

«Популизм антикризисной политики, дополненный популизмом бюджетной политики накануне выборов, может дорого обойтись стране», – предостерегает г-н Николаев. По его словам, издержки такой политики уже в полной мере проявились в вынужденном повышении суммарной ставки страховых взносов во внебюджетные социальные фонды с 26 до 34%, что негативно повлияло на темпы экономического роста. В результате ставки придется снижать.

«Мы неоднократно говорили о том, что такое увеличение соцпособий приведет к дестабилизации бюджетной политики в будущем, а также неизбежно повлечет увеличение налогового бремени, – рассказал «НИ» руководитель группы прогнозирования Центра развития Максим Петроневич. – Понятно, что рост ставок и попытки увеличить акцизы идут из-за того, что денег явно не хватает, поскольку они отвлечены на социальные отчисления и оборонный бюджет. Между тем международные исследования убеждают: повышение соцрасходов в период кризиса неэффективно. Ведь это те обязательства, которые потом очень сложно с себя снять. Если взял их единожды, любые попытки потом как-то их даже хоть чуть-чуть уменьшить выливаются в социальный протест».

Ученый привел в пример Грецию, где после вступления в зону евро всем госслужащим резко подняли зарплату до уровня оплаты труда в иных странах ЕС. «И уже на протяжении полутора лет любые попытки властей понизить компенсационный пакет вызывают не только недовольство, но и торможение работы всей страны», – напомнил г-н Петроневич. По его мнению, для России подобная политика чревата тем, что через 5–9 лет мы будем вынуждены поменять систему налогообложения: из пропорциональной шкалы перейти на прогрессивную с возможным существенным повышением средней ставки.

Аналитик убежден, что расходы бюджета сейчас непропорциональны. «У нас существенно выросли расходы на социальную политику и на 30% увеличилась доля расходов на силовой блок, – пояснил он. – Зато расходы, направленные на поддержку развития экономики регионов и развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), снижаются. В 2011 году их общая доля составляет около 35% бюджета, а к 2014-му она сократится до 22,5%. Это просто чудовищное снижение. Можно предположить, какие «успехи» нас ждут в сфере региональной медицины, строительства инфраструктуры и прочего. Резкий крен бюджета в сторону соцподдержки пенсионеров – достаточно большой выборной массы, и в сторону оборонно-промышленного комплекса в ущерб развитию – это очень серьезная ошибка».

Проблема еще и в том, что сами пенсионеры лучше не живут: их доходы съедает инфляция. Так, если в минувшем году в ЕС она составила в среднем 2,6%, то у нас – 8,8%. Получается, что пенсии у нас обесцениваются в разы быстрее, чем в той же Германии.

"