Posted 19 марта 2013,, 20:00

Published 19 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:19

Updated 8 марта, 02:19

Экономист Михаил Хазин

Экономист Михаил Хазин

19 марта 2013, 20:00
Главные мировые экономические новости последних дней в той или иной мере связаны с ситуацией на Кипре. Решение о выделении островному государству финансовой помощи в объеме до 10 млрд. евро под жесткие условия в виде единовременного налога на депозиты вызвало падение фондовых рынков по всему миру. Занервничали и у нас,
Сюжет
Банки

- Михаил Леонидович, как мы знаем, Еврогруппа согласилась оказать финансовую помощь Кипру, поставив беспрецедентно жесткие условия предоставления кредита. В общей сложности кипрским властям надо списать с банковских вкладов 5,8 млрд. евро. Какие последствия это будет иметь для Кипра?

– Ситуацию, в которой оказался Кипр, кроме как экономической катастрофой никак нельзя больше назвать. По сути, это государство уже обанкротилось. В результате этой операции даже при сценарии, что Кипру денег хватает или они еще наберут денег, все равно это государство будет находиться в крайне неприятном положении.

– То есть получается, что помощь, которую предложил Евросоюз, ухудшила положение в этой стране?

– Можно сказать точно, что после такого туда уж больше никто не понесет денег. Доверие подорвано. Стратегически Кипр в любом случае уже проиграл. Хотел бы особо обратить внимание на то, что все это организовано Международным валютным фондом и Евросоюзом. За все последствия «благодарить» нужно их.

– Не станет ли эта ситуация своеобразным спусковым крючком для дальнейшего усугубления кризиса в мировой экономике?

– Ситуацию с Кипром нельзя назвать спусковым крючком, поскольку у этого государства все-таки очень маленькая экономика – 0,5% экономики Евросоюза. Теоретически происшедшее никто мог бы и не заметить, настолько это маленькое государство.

– Так почему же пошла такая реакция? Новость об ультиматуме кредиторов вызвала падение фондовых индексов по всему миру, не только у нас в России. Как вообще можно тогда оценить действия тройки кредиторов?

– Это своего рода демонстрация со стороны ЕС. Такими действиями они показали, что всем глубоко начихать на банковскую систему, на вкладчиков, на то, что есть какое-то уважительное отношение к банкам и так далее. По сути, это означает, что банковскую систему просто-напросто списали.

– В каком смысле?

– Здесь я бы привел следующий пример. Кинологи разводят собак, и за кобеля или за суку с хорошей родословной они маму родную зарежут. Но, если сука родила от какого-то бродячего кобеля, ее вычеркивают из родословной намертво. Это же можно отнести и к Кипру. Власти ЕС продемонстрировали два момента. Маленькое государство никого не интересует. Никого также не интересует, что банковский депозит вообще-то считается надежным источником хранения денег. Это основа основ, но теперь про это надо забыть. Вот это-то и продемонстрировали власти ЕС. Забудьте про то, что было раньше.

– Однако вы отметили, что случившееся мог бы никто и не заметить. В чем же заключаются последствия для мировой экономики?

– Чисто экономические последствия будут очень маленькими, гораздо более ощутимыми будут последствия психологические. Речь идет о подрыве доверия к банкам как к таковым, ко всей банковской системе. А ведь финансовая система держится именно на банках.

– А в чем, на ваш взгляд, будет выражаться этот подрыв доверия?

– В том, что люди перестанут хранить деньги в банках. Они будут покупать другие активы, к примеру, то же золото или серебро. Старая модель, которая была построена на банках, соответственно, на этом закончилась. Все остальные последствия – это просто цветочки.

"