Posted 19 февраля 2004,, 21:00

Published 19 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

ДАВИТЬ И НЕ ПУЩАТЬ

ДАВИТЬ И НЕ ПУЩАТЬ

19 февраля 2004, 21:00
Комитет РФ по финансовому мониторингу представил в правительство первый блок поправок в закон о противодействии легализации криминальных доходов. Среди наиболее значимых инициатив КФМ – наделить банки правом блокировать на срок до 7 дней любые подозрительные операции с денежными средствами на сумму более 600 тыс. рубле

Комитет по финансовому мониторингу уже давно вынашивал планы по доработке действующего законодательства в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Теперь, как пояснил глава комитета Виктор Зубков, все «наработки» главного российского борца с «отмыванием» средств сформулированы в форме поправок. Первая их группа предусматривает расширение списка «агентов» КФМ. Сейчас информацию в эту организацию обязаны предоставлять кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, страховые и лизинговые компании и организации, осуществляющие денежные переводы. В этот список предлагается включить организации, которые являются профессиональными посредниками на рынке купли-продажи недвижимого имущества, а также организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области права, консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления имуществом. А впоследствии к ним должны присоединиться нотариусы, адвокаты, продавцы драгоценных камней и трастовых компаний. Предполагается, что КФМ будет осуществлять обязательный контроль за сделками с недвижимостью на сумму свыше 2,5 млн. рублей. «Мы считаем эти изменения принципиальными. Известно, что зачастую «грязные» деньги материализуются именно в недвижимости», – подчеркнул Виктор Зубков.

Помимо этого КФМ намерен добиться для себя больших полномочий в сфере борьбы с «отмыванием» преступных доходов. Согласно действующему законодательству при возникновении подозрений в финансировании терроризма банки имеют право блокировать счета своих клиентов на 2 дня, затем по решению комитета – еще на 5 дней. Комитет предлагает не останавливаться на достигнутом: по его мнению, «замораживать» следует не только счета потенциальных – или предполагаемых – поборников террористов, но и всех, кто, возможно, «отмывает» незаконно нажитые деньги. Эта норма, по мнению Виктора Зубкова, должна распространяться на любые операции с денежными средствами на сумму свыше 600 тыс. рублей. А подозрения у банков должны возникать в тех случаях, когда клиент, например, решит снять крупную сумму со счета, открытого менее месяца назад, и перевести деньги на другой счет. Или доверить снятие средств своему представителю.

Стоит ли говорить о том, что российские банки отнеслись к нововведениям главы КФМ крайне негативно. По их мнению, предложения комитета нарушают презумпцию невиновности – ведь «замораживаются» счета не тех клиентов, которые уже осуждены за легализацию криминальных доходов или уличены в финансировании терроризма. Под действие новых поправок, коль скоро они будут приняты, могут подпасть и совершенно невиновные граждане или компании. «Мы против того, чтобы сначала наказывать, а потом разбираться, правомерно ли наказание за совершенный проступок. Банкиры выполняют все требования закона о борьбе с легализацией, но есть позиции, которые нельзя воспринимать однозначно. Экономика и бизнес – очень деликатный организм. И правовые вопросы должны быть использованы не во вред, а во благо», – отмечает первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Владимир Киевский.

Большие сомнения вызывает у банкиров и другая инициатива Виктора Зубкова. Глава КФМ предлагает ввести уголовную ответственность за несвоевременное или искаженное предоставление информации о подозрительных сделках. В переводе с юридического языка на русский это означает следующее: те организации, которые вовремя «не настучали» на своих клиентов в комитет, в случае принятия поправок простым штрафом не отделаются: им грозят куда более суровые санкции вплоть до отзыва лицензии. «Нужно подходить к этому вопросу очень осторожно. Если суд докажет, что искажение или несвоевременное предоставление информации банком является умышленным, то это один вопрос. Но ведь может так случится, что человек допустил непреднамеренную ошибку. Или информация из банка ушла, но по какой-то причине не была получена вовремя. И в этом случае уголовное наказание будет чрезмерным. Неадекватность наказания чревата большой опасностью», – предупреждает Владимир Киевский.

Возможно, независимые наблюдатели относились бы к инициативам Комитета по финансовому мониторингу более лояльно, если бы деятельность этого ведомства приносила реальную пользу в борьбе с «отмыванием» средств. А пока, как подчеркивают аналитики, от КФМ больше слов, чем дела: в 2003 году материалам, переданным комитетом в правоохранительные органы, было возбуждено всего 10 уголовных дел. До суда из них дошло еще меньше, а что касается наказания, то его, похоже, так никто до сих пор и не понес. Если учесть российский масштаб «отмывания» денег, то это фактически нулевой результат, И, по-видимому, именно это обстоятельство не дает главе КФМ спать спокойно, подвигая его на все новые инициативы по ужесточению уже существующего законодательства.



КАК «ЗАМОРАЖИВАЛИ» СЧЕТА В МИРЕ

Сразу после терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке по всему миру прошла кампания арестов средств, принадлежащих организациям, которые могут быть причастны к финансированию террористов. В апреле 2002 года президент США Джордж Буш сообщил, что правительствами 161 страны арестованы принадлежащие террористическим организациям средства в объеме более 100 млн. долларов.

Между тем, по данным входящей в структуру ЦРУ группы контроля за незаконными сделками (Illicit Transactions Group), различные исламские благотворительные фонды только Саудовской Аравии за последние 25 лет израсходовали около 70 млрд. долларов на создание примерно в 20 странах мира тренировочных лагерей, закупки оружия, рекрутирование наемников, а также строительство подконтрольных ваххабитам мечетей, медресе, исламских центров. По данным экспертов ЦРУ, эти фонды ежегодно тратят примерно 6 млрд. долларов на подобную деятельность. Такие данные были опубликованы в 2002 году американским журналом US News and World Report.

"