Posted 18 декабря 2003,, 21:00

Published 18 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Золотое сырье

18 декабря 2003, 21:00
Стоимость нефти на Нью-Йоркской бирже вчера достигла максимального значения за последние девять месяцев. Она вплотную приблизилась к 34 долларам за баррель – к отметке, которая установилась в начале войны в Ираке в марте этого года. По мнению наблюдателей, стало ясно, что обещания Джорджа Буша-младшего добиться стабили

За два дня цена январских фьючерсных контрактов на Нью-Йоркской бирже выросла на 0,7 доллара за баррель и достигла 33,8 доллара. Это не просто очередной «рывок»: наблюдатели подчеркивают, что цены на «черное золото» достигли максимальных значений с момента начала второй иракской войны. Арест Саддама Хусейна, как выяснилось, ничего не изменил. Северный экспортный нефтепровод из Киркука в Джейхан так и не заработал, поскольку его периодически взрывают или поджигают силы антиамериканского сопротивления. Более того, в самом Ираке, который еще недавно входил в пятерку крупнейших экспортеров нефти в мире, разразился настоящий топливный кризис. В Багдаде на АЗС выстраиваются многочасовые очереди, лимит заправки на одну машину урезали с 50 до 35 литров. И власти уже пытаются смягчить дефицит, закупая бензин и дизтопливо в соседних странах, – для Ирака это просто беспрецедентный случай.

В США, конечно, бензиновые кризисы не редкость. Однако от этого американцам вряд ли легче, особенно если учесть, что запасы нефти в нефтехранилищах страны сократились до 273 млн. баррелей. Это на 10% меньше, чем средний показатель запасов на декабрь за последние пять лет. Более того, чуть меньшая цифра – 270 млн. баррелей – уже является критической, с точки зрения бесперебойной загрузки нефтеперерабатывающих заводов. А суммарные запасы нефти и продуктов ее переработки оказались в декабре на 68 млн. баррелей меньше, чем в среднем за «пятилетку». Между тем спрос на «черное золото» со стороны американских компаний постоянно растет, что и неудивительно: экономика страны постепенно оправляется после затянувшейся стагнации. И кроме того, свою роль играет «сезонный фактор» – с наступлением холодов дефицит горюче-смазочных материалов становится более ощутимым.

Так что у брокеров более чем достаточно причин для игры на повышение нефтяных цен. И по-видимому, в ближайшее время у них будут еще поводы для «взвинчивания» котировок нефтяных контрактов. Президент ОПЕК Абдулла аль-Аттыйя уже дал понять, что картель, контролирующий до 40% мировой нефтедобычи, не будет пересматривать принятое в ноябре решение о сохранении квот на производство нефти на прежних уровнях. По мнению главы Организации стран – экспортеров нефти, нет никакого нефтяного дефицита и по-прежнему нет никаких причин для панических прогнозов о росте котировок нефтяных контрактов до 40–50 долларов за баррель. Просто «спекулянты резвятся», и для стабилизации ситуации на товарных рынках нужно обуздать их, а не повысить квоты на добычу и экспорт «черного золота», на чем так настаивают страны-импортеры в лице США и государств Европейского союза.

Для России же, по вполне понятным причинам, все складывается как нельзя лучше. Стоимость российской нефти на мировых рынках достигла весьма впечатляющих значений – от 29,1 до 30,7 доллара за баррель в зависимости от сорта. Видимо, поэтому российские правительственные чиновники предпочитают не вмешиваться в спор между ОПЕК и странами-импортерами о том, кто виноват в сложившейся ситуации и что делать с чрезмерно высокими ценами на нефть. А российские нефтяные компании беспрепятственно увеличивают объемы производства и экспорта «черного золота» на мировые рынки, благо там спрос на нефть по-прежнему бьет все рекорды.

"