Posted 18 августа 2004,, 20:00

Published 18 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Дело ЮКОСа живет и побуждает

Дело ЮКОСа живет и побуждает

18 августа 2004, 20:00
Вчера анонимный чиновник Министерства по налогам и сборам сообщил о намерении ведомства более масштабно применять процедуру банкротства. По его словам, до конца года несостоятельными будут объявлены крупнейшие предприятия, чья сумма просроченных налоговых долгов превышает 520 млрд. руб. По мнению экспертов, первыми под

До последнего времени из крупных компаний лишь ЮКОС находился под образцово-показательным прессом государства. Жесткая линия проявилась и вчера. Арбитражный суд оставил в силе запрет службы судебных приставов на покрытие долгов НК за 2004 год 20-процентным пакетом акций «Сибнефти». А глава межрегиональной инспекции МНС по Уральскому федеральному округу Геннадий Безруков объявил о начале налоговой проверки ОАО «Юганскнефтегаз» за 2002 год. Во втором квартале убытки ЮКОСа составили 80 млрд. рублей.

Теперь, если верить чиновнику МНС, под огонь налоговиков попадут и другие крупные цели. По мнению ведущего аналитика агентства «Финмаркет» Андрея Лусникова, «слив» информации еще раз подтвердил оценку российского делового фона как тревожного: «Известно, что бизнес готов играть по любым правилам – лишь бы они были ясно обозначены. А заявление о предстоящих банкротствах только добавляют тумана. Дескать, как будете рассчитываться: по-тихому или по суду?» Аналитик добавил, что тема актуальна, если только налоговые органы уже выиграли иски по взысканию долгов, но предприятия не могут их заплатить. Тогда, на его взгляд, заявление выглядит настораживающе.

«Ясно, что под удар попадут предприятия сырьевой отрасли. В СМИ уже были сообщения о схемах минимизации налогообложения через офшоры, в том числе внутренние, к которым прибегали хозяева «Сибнефти». «Норникель», судя по всему, также использовал такие приемы. И масса других. Только доначислив суммы налогов, ушедших раньше от государства таким путем, можно выйти на столь огромные суммы долгов. Так что воздействием на фондовый рынок исчерпать значение таких сигналов невозможно», – заявил Андрей Лусников «Новым Известиям».

Впрочем, заместитель начальника пресс-службы МНС РФ Татьяна Тугова пояснила «НИ», что официального сообщения на этот счет ведомство не делало. «Вероятно, речь идет о статистических данных по задолженности, снабженных комментарием», – полагает она. Г-жа Тугова напомнила, что чиновники МНС раньше высказывались только по делу ЮКОСа, но и это нельзя назвать официальными заявлениями.

«Было бы странно, если бы в нынешней ситуации не появилось подобной инициативы, – прокомментировал «неофициальную» позицию налоговиков директор департамента стратегических прогнозов компании «Финансовые бухгалтерские консультанты» (ФБК) Игорь Николаев. – Это называется «развить успех». На созданном фоне выступить с призывом «Делиться надо!» – очень соблазнительно для чиновников. Не рискуешь получить жесткий отпор».

Озвученные цифры налоговой задолженности эксперт подверг сомнению, заявив, что они меньше в разы, даже если из 520 млрд. руб. вычесть 300-миллиардную юкосовскую долю. «Но если посчитать с учетом законных схем оптимизации налогов, вскрытых в том числе и Счетной палатой, то может получиться и больше. Особенно если охватить не только сырьевые предприятия, но и обрабатывающие. Но какое это имеет отношение к официальным налоговым претензиям?» – недоумевает Игорь Николаев.

Аналитик убежден, что общая тенденция развития страны не благоприятствует успеху таких взрывоопасных инициатив. Они идут вразрез с заявленными амбициозными целями удвоения ВВП и роста производства, «за которые все больше спрашивают с чиновников».

Как бы то ни было, деловому сообществу теперь ответа на вопрос «Кто следующий за ЮКОСом?» ждать, судя по всему, осталось недолго.




Действия государства в отношении ЮКОСа все меньше напоминают восстановление законности

"