Posted 17 июня 2013,, 20:00

Published 17 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:00

Updated 8 марта, 05:00

Пролет фантазии

Пролет фантазии

17 июня 2013, 20:00
Вчера в пригороде Парижа открылась международная авиавыставка Ле-Бурже-2013, отмечающая в этом году 50-летний юбилей. Ведущие авиастроительные страны мира используют мероприятие, проводящееся раз в два года, как хорошую возможность блеснуть своими достижениями и заключить выгодные контракты, стоимость которых порой дос
Сюжет
Авиация

Малопредставительной российскую делегацию на Ле- Бурже не назовешь. По данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, свои экспозиции на авиасалоне разместили 46 отечественных компаний. Как ожидается, салон посетят более 350 тыс. человек, в том числе 290 иностранных делегаций. Всего на авиасалоне будет показано 140 воздушных судов. Ежедневно в демонстрационных полетах будут принимать участие 40 летательных аппаратов. Из всех представленных экспонатов 70% составит гражданская авиационная техника, 30% – военная. Гвоздем программы обещает стать демонстрация нового европейского дальнемагистрального лайнера Airbus A350. В пятницу этот самолет, который считается главным конкурентом воздушного судна Dreamliner от Boeing, совершил свой первый полет. Предположительно сумма сделок, которые могут быть заключены в рамках авиасалона, составит порядка 125 млрд. долларов.

А вот российская экспозиция на авиасалоне оказалась довольно скудной. Что касается гражданского авиастроения, то кроме Sukhoi Superjet-100, уже в который раз выставляемого на авиасалонах, российским производителям похвастаться оказалось нечем. Да и он, по словам специалистов, оказался тяжелее и дороже в эксплуатации, чем ожидалось. Перспективный региональный лайнер МС-21 представлен на выставке лишь в виде макета. Пока не существует даже летающего образца этого самолета. Нет определенности даже по вопросу, какие двигатели на него ставить – отечественные или импортные. Что касается дальнемагистральных лайнеров, то здесь Россия даже ничего и не пыталась представить, поскольку соревноваться с Airbus и Boeing попросту нет смысла.

Несколько лучше представлена российская военная экспозиция. Она включает последнюю модификацию истребителя Су-35С поколения «4++», учебно-боевой Як-130 и боевой разведывательно-ударный вертолет Ка-52. Основные надежды производители возлагали на Су-35С, который хоть и проигрывает американским боевым машинам пятого поколения (активно продвигаемым сейчас на рынок), но при этом заметно дешевле их. Правда, пока заказов на «россиянина» нет. «Потенциальным покупателем может стать Китай, но при этом важно защитить самолет от копирования, – сказал «НИ» директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. – Китайцы имеют привычку клонировать все, что им попадется. Важно исключить юридически такую возможность с самолетом, который мы намерены энергично продвигать на рынки развивающихся стран».

Нет иностранных заказов и на боевой вертолет Ка-52, который в Ле-Бурже покажут с его новейшим вооружением, в том числе противокорабельными ракетами для морского варианта вертолета, который будет базироваться на «российских» «Мистралях», закупленных по французской лицензии. «Ожидать подписания крупных сделок россиянам в Ле-Бурже не стоит, – уверен г-н Коротченко. – Для нас это, скорее, возможность показать, что мы еще держим определенные позиции в авиастроении». Вместе с тем наши иностранные конкуренты времени не теряют. Как сообщили «НИ» в пресс-службе Airbus Industries, только в первый день салона этот европейский концерн заключил контракты на поставку 20 лайнеров А380 – на сумму 8 млрд. долларов и 150 самолетов семейства А320 –примерно на 13 млрд. долларов. Не менее амбициозные планы у мировых производителей и в отношении нашей некогда могущественной авиадержавы. Согласно прогнозу развития авиации, составленному компанией Airbus, около 1244 пассажирских самолетов вместимостью от 100 кресел потребуется российским авиаперевозчикам в ближайшие 20 лет. Таким образом, Россия займет шестое место по спросу на пассажирские лайнеры, уступив лишь США, Китаю, Индии, Германии и Великобритании. Общая сумма поставок оценивается более чем в 100 млрд. долларов. Однако российским авиастроителям в дележе этого пирога уготована лишь незначительная роль.

"