Posted 16 декабря 2008,, 21:00

Published 16 декабря 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:58

Updated 8 марта, 07:58

Лучше ехать на метро

Лучше ехать на метро

16 декабря 2008, 21:00
Вчера Росстат сообщил, что в ноябре производство легковых автомобилей в России сократилось почти на четверть по сравнению с предыдущим месяцем. Специалисты отрасли говорят, что в первую очередь падает сборочное производство дорогих иномарок – на них почти не дают кредит. А с начала 2009 года ситуация на авторынке стане

По данным Росстата, производство легковых автомобилей в ноябре в РФ сократилось по сравнению с октябрем на 23,4%. По сравнению с ноябрем прошлого года выпуск легковушек упал на 7,2%. Всего же с начала 2008 года российские автозаводы всех мастей выпустили 1,4 млн. легковых автомобилей.

«Снижение производства связано с трудной ситуацией на рынке: резко упал спрос на автомобили, – рассказал «НИ» заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России (ОАР) Алексей Сереженкин. – Сильнее всего снижение спроса коснулось иностранных марок, выпускаемых на территории РФ – Toyota, Ford и других. Такие авто в основном приобретались по кредитным программам. Финансовый кризис сузил рынок автокредитования, что привело к снижению спроса на дорогие автомобили и соответственно снижению их производства». Специалист добавил, что финансовое положение самих автопроизводителей тоже незавидное. Ставки по банковским кредитам резко выросли, что не позволяет нормально пополнять оборотные средства. Поэтому предприятия снижают загруженность производств, объемы выпуска, переходят на сокращенную рабочую неделю.

«До середины января однозначно продолжится снижение выпуска. Многие производители остановили мощности и отправили персонал в отпуск уже с 15 декабря. Думаю, что производство продолжит сокращаться и после новогодних праздников. В начале 2009 года падение выпуска автомобилей может составить до 20–30% по сравнению с началом этого года. 2009 год обещает быть очень непростым для автопрома», – поведал Алексей Сереженкин.

Отметим, что отечественный авторынок только вступает в «черную полосу» кризиса, тогда как западные рынки уже ощутили все его прелести. Как сообщила вчера Европейская ассоциация производителей автомобилей, продажи легковушек в Европе в ноябре упали на 25,8% по сравнению с ноябрем 2007 года: с 1,25 млн. до 932,5 тыс. штук. Хуже всего положение в Ирландии: там продажи упали на 55,9% по сравнению с прошлым годом. В Испании падение составило 49,6%, в Великобритании – 36,8%, в Италии – 29,5%. Продажи авто в Германии сократились на 17,7%, во Франции – на 14,1%. Это мелочи по сравнению со странами Балтии: 61,5% снижения в Латвии, 52,6% в Эстонии и 52,2% в Литве. А в Исландии практически забыли, что такое новый автомобиль. В ноябре жители приполярного острова купили всего 74 машины, что в 20 раз меньше, чем годом ранее.

Еще 1–2 месяца назад западные автопроизводители рассматривали российский авторынок как «тихую гавань» в условиях кризиса. В их планах было расширение присутствия на отечественном рынке в случае проблем на западных. Однако с учетом последних тенденций этим планам не суждено сбыться. Дело в том, что падающий рубль приводит к подорожанию импортных товаров. Как следствие, многие зарубежные автопроизводители уже объявили о повышении цен на свою продукцию. С 8 декабря на 5–6,5% подорожали Toyota и Lexus, ожидается скорое подорожание Mazda – на 5–7%. С 1 января продукция Ford подорожает на 5%, а китайские марки (Great Wall, BYD, FAW, Brilliance) вырастут в цене сразу на 15–20%. Плюс ко всему на днях было объявлено о существенном повышении пошлин на подержанные иномарки. В результате цена б/у авто поднимется минимум на 10%.

Очевидно, что эти факторы приведут к еще большему сокращению доли российских потребителей, готовых купить относительно дорогие иномарки. Правда, уже накоплен некоторый отложенный спрос: люди напуганы кризисом и ждут затишья, чтобы спокойно купить машину. Однако специалисты говорят, что его объемы отнюдь не велики. Поэтому они ожидают роста интереса потребителей к отечественным авто, тем более что тот же ВАЗ поднимет цены в январе «всего» на 2–3%. Но специалисты не уверены, что «Лада» сможет удовлетворить всех россиян, вынужденно возвращающихся к родному автопрому. «ВАЗ ограничен: он может выпустить 770 тыс. автомобилей в год. Причем до последнего времени все авто распродавались. А для увеличения объемов выпуска у предприятия нет мощностей», – пояснил г-н Сереженкин.

"