Posted 16 февраля 2005,, 21:00

Published 16 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Подставные рубли

16 февраля 2005, 21:00
Вчера заместитель начальника Главного следственного управления при ГУВД Москвы Андрей Степанцев сообщил, что около 10% выплат по автострахованию идет мошенникам. По данным Росгосстрахнадзора, ежегодно страховщики теряют на недобросовестных клиентах более 15 млрд. рублей. На автострахование приходится около 70% всех сл

Одним из самых распространенных видов страхового мошенничества является так называемая «подстава»: клиент сам инициирует страховой случай и требует выплаты ущерба. Распространены также различные виды мошенничества со страховыми полисами. Доказать случаи мошенничества в автостраховании очень сложно. До суда дела практически не доходят. Известен лишь один на сегодняшний день случай, когда в ходе судебного разбирательства (следствие длилось два года) удалось привлечь к ответственности «автоподставщиков». По сведениям «Новых Известий» прокуратура расследует сейчас еще одно дело, связанное со страховым мошенничеством.

Конечно, нельзя сказать, что страховые компании совершенно беззащитны. Практически везде есть собственные службы безопасности, отделы урегулирования убытков, специалисты которых стараются выявлять возможные случаи мошенничества на самых ранних стадиях. Детальный анализ повреждений, проведенный экспертами, позволяет выяснить, действительно ли они соответствуют характеру ДТП, о которых идет речь в документах, представленных клиентом.

Сами страховые компании, кстати, не очень-то и стремятся доводить дело до суда. Чаще всего они, подозревая, что налицо мошенничество, отказывают клиенту в страховых выплатах. По их логике, если клиент прав, то он сам подаст в суд на страховую компанию, а мошенник этого делать не будет. Из-за такой презумпции страховой виновности часто страдают совершенно невиновные люди. О таких казусах, случившихся лично с ним или с его знакомыми, может рассказать едва ли не каждый автолюбитель.

Эксперты в области автострахования, с которыми удалось пообщаться «НИ», утверждают, что проблему могла бы решить единая база, в которую можно заносить все случаи мошенничества. Разговоры об этом ведутся давно. Два года назад несколько крупных страховых компаний даже подписали меморандум, по которому договорились обмениваться сведениями о недобросовестных клиентах. Однако юристы высказывают опасение, что собранные в одну базу сведения будут означать раскрытие конфиденциальной информации о клиентах. А это означает нарушение гражданских прав страхователей.

Главная же загвоздка в том, что на создание единой базы нужны серьезные средства. Страховщики уверяют, что на них и без того лежит неподъемное бремя финансовых обязательств. У государства на это денег нет. Значит, для решения проблемы, скорее всего, опять придется раскошеливаться потребителям страховых услуг, то есть нам всем.

"