Posted 15 декабря 2003,, 21:00

Published 15 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

С трубами – за деньгами

С трубами – за деньгами

15 декабря 2003, 21:00
Премьер-министр России отправился в Страну восходящего солнца решать вопросы экономического сотрудничества. Сделать это Михаилу Касьянову будет нелегко: ведь консультации между двумя правительствами протекают на фоне так и не заключенного мирного договора и неурегулированного спора за «северные территории», на которые

Программа визита Михаила Касьянова рассчитана на три дня и включает прием у императора Акихито, переговоры с премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми и рядом других государственных и общественных деятелей Японии. А также многочисленные встречи и консультации с представителями делового мира: именно их премьер-министр будет призывать активнее вкладывать средства в российскую экономику.

Призыв более чем объяснимый, если учесть, что товарооборот между Россией и Японией за 8 месяцев 2003 года составил всего 4 млрд. долларов. Этот показатель в 40 раз меньше, чем товарооборот между Японией и США, и в 20 раз меньше, чем товарооборот между Японией и Китаем. А японские инвестиции в Россию не превышают 3% от всех иностранных капиталовложений. При этом инвестируют японские бизнесмены на 75% во всевозможные нефтяные и газовые проекты, например, в знаменитые «Сахалин-1» и «Сахалин-2». О создании совместных высокотехнологичных предприятий или об инвестициях в обрабатывающую промышленность России правительства обеих стран говорят с завидным упорством. Однако на деле никаких подвижек к лучшему в этих вопросах не наблюдается: осторожные японские бизнесмены, по-видимому, не слишком доверяют словам российских политиков о том, что у несырьевых секторов в России большое будущее. И предпочитают придерживаться «нефтянки», коль скоро она приносит огромные прибыли.

В этой ситуации России приходится довольствоваться хотя бы этим. Накануне визита правительственной делегации в Токио полпред в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский сообщил, что японской стороне будет предложено участвовать в освоении нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и прокладке экспортного нефтепровода на Дальний Восток. По мнению министра энергетики РФ Игоря Юсуфова, наиболее продуктивной схемой для японских компаний было бы не самостоятельное приобретение лицензий, которые российское правительство собирается предложить инвесторам в 2004 году, а кооперация с российскими компаниями. В качестве наиболее перспективных партнеров для такого сотрудничества он назвал «Газпром» и «Роснефть».

Что касается прокладки нефтепровода, то японцы давно предлагают инвестировать в него 5 млрд. долларов. Правда, при условии, что «труба» из Ангарска Иркутской области дойдет сначала до Находки и лишь затем до китайского Дацина. Но о скорой реализации последнего маршрута Россия уже договорилась с Китаем. Нынешних нефтяных ресурсов Сибири не хватит на обе «трубы», поэтому и возникла такая острая конкуренция между Токио и Пекином за «правильный» выбор маршрута. Вчера официальный Токио пытался «уломать» российского премьера и пролоббировать первоочередное строительство нефтепровода Ангарск–Находка. Михаил Касьянов дипломатично ответил на это, что одно другому не мешает: «японская труба» от Ангарска до Находки не является альтернативой или конкурентом «китайской трубе» от Ангарска до Дацина. «Последний – это локальный проект, который связан с уже имеющимися у нефтяных компаний ресурсами, – пояснил российский премьер. – А проект Ангарск–Находка связан с освоением новых ресурсов в Восточной Сибири». Михаил Касьянов добавил, что если будет возможно и экономически оправданно, то эти два трубопровода могут быть объединены в один – Ангарск–Находка с ответвлением на Дацин. Если же это окажется нецелесообразным, то тогда Россия будет реализовывать два отдельных проекта.

Остальные направления будущего сотрудничества не так прибыльны, как строительство трубопровода, а следовательно, и не так скандальны. Премьеры двух стран обсудят условия поставок российского топлива для японских АЭС. Кроме того, будет затронут вопрос о строительстве на японской территории международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР) стоимостью 4 млрд. долларов. Для России это немаловажная часть дискуссии, так как она участвует в создании ИТЭР, а за предоставление площадки для реализации этого престижного проекта борются Япония и Франция. Решение может быть принято еще до конца 2003 года. Так что Япония в данном случае нуждается в поддержке России или хотя бы в благожелательном отношении нашей страны к своим предложениям по строительству ИТЭР.

Скорее всего, переговоры не принесут особых сенсаций. И все же наблюдатели с привычным интересом отслеживают ход визита Михаила Касьянова в Японию. Дело в том, что Россия до сих пор не подписала мирного договора со Страной восходящего солнца и до сих пор неурегулированной остается проблема «спорных территорий» – знаменитых островов Курильской гряды. Понятно, что это дело давнее, и обе стороны предпочитают, чтобы «Курильский фактор» не мешал им договариваться. Однако политическое напряжение между двумя странами, скорее всего, будет сказываться при решении экономических вопросов.

"