Posted 15 апреля 2009,, 20:00

Published 15 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:27

Updated 8 марта, 07:27

Советское наследие

15 апреля 2009, 20:00
В свое время Марк Твен так писал о представителях банковской сферы: «Банкир – это человек, дающий тебе зонтик, когда светит солнце, и отбирающий его, когда идет дождь». В ситуации глобального финансового кризиса это определение как нельзя лучше отражает сущность некоторых банков. Причем это относится к финансовым инсти
Сюжет
Банки

Судя по всему, к числу таких финансовых учреждений можно отнести Сбербанк. Надо сказать, что вокруг этого банка, несмотря на его статус, всегда происходило немало странностей. Например, несколько лет назад группа особо приближенных к банку бизнесменов пользовалась крайне доходной схемой. Бизнесмены брали в Сбербанке кредиты под залог акций самого банка, на них покупали еще акций и снова брали под них кредиты. Учитывая бешеный рост цен на бумаги Сбербанка в 2005-2007 гг., доход от подобных инвестиций исчислялся миллиардами долларов. В «лучшие» времена на такие кредиты приходилось до 10% всего кредитного портфеля Сбербанка. Естественно, что подобные схемы могли реализовываться только с непосредственного одобрения высшего руководства банка. Уже после прихода в Сбербанк Германа Грефа здесь разразился скандал, связанный с выдачей кредитов. Выяснилось, что для многих отделений основной бизнес заключался в выдаче кредитов физическим лицам по фиктивным документам. Речь шла о миллиардах рублей, что ощутимо даже для такого крупного банка как «Сбер».

Не так давно Сбербанк презентовал свою стратегию развития до 2014 года, которую для него разработали консультанты из международной компании McKinsey. Выглядит она просто фантастически. Помимо роста прибыли в три раза и активов в четыре раза Сбербанк планировал к 2014 году войти в топ-10 банков в мире по капитализации. Правда, судя по всему, из-за кризиса на этих планах можно поставить крест.

Но, похоже, самая главная проблема Сбербанка – не кризис, а сам Сбербанк. Как ни пытается банк избавиться от своего советского прошлого, получается это у него пока плохо. И по качеству сервиса, и по уровню работы с клиентами он слишком сильно напоминает обычную сберкассу. Причем это касается как физических, так и юридических лиц, на которых банк зарабатывает миллионы. Можно, конечно, поверить пафосным заверениям о том, каким замечательным станет Сбербанк в 2014 году, а можно просто зайти в его отделения и посмотреть на длинные очереди и издерганных операционисток или попытаться взять в нем кредит. Поэтому, видимо, нет ничего удивительного в том, что «Сбер» покидают самые верные его клиенты. Скажем, если в конце 2002 года банк контролировал две трети вкладов физлиц в стране, то на конец прошлого года его доля на этом рынке составляла уже чуть больше половины.

В нынешних условиях, как говорят многие предприниматели, взять кредит в Сбербанке практически невозможно, причем это касается даже тех компаний, с которыми банк связывает давнее сотрудничество. «Они говорят, что, мол, таких-то бумажек не хватает, здесь запятая не так поставлена. По моим ощущениям, просто не хотят кредитовать и ищут причину, чтобы не дать денег. Не знаю, какова истинная мотивация «Сбера», но в итоге денег мы у них получить не можем», – признался не так давно бизнесмен Алексей Богачев, входящий в сотню самых состоятельных людей России. Какое-то время Сбербанк удерживал многих своих клиентов за счет относительно более выгодных условий по кредитам. Но сейчас, похоже, это преимущество исчезло, а скорость и качество банковского обслуживания в Сбербанке всегда вызывали нарекания. По уровню сервиса и умению работать с клиентами Сбербанк сильно отстает и от многих частных банков, и от других государственных «монстров» – ВТБ и ВЭБа. Крупные клиенты недовольны огрехами и ошибками. И даже различные модные новации, которые пытается внедрять Герман Греф, пока приносят мало пользы, так как они нацелены в основном на физических лиц.

Судя по всему, кризис только усугубил эти проблемы: падение спроса практически во всех секторах экономики и жесточайший кризис ликвидности, с которым столкнулись многие компании, требует умения работать быстро, гибко и нестандартно. Возможно, поэтому крупные компании и переходят из Сбербанка на обслуживание в другие кредитные организации, хотя бы в те же ВЭБ и ВТБ, получая там устраивающий их сервис и возможность перекредитоваться на нормальных условиях. Например, недавно по рынку поползли слухи о том, что от услуг Сбербанка может отказаться один из крупнейших металлургических холдингов «Металлоинвест», который работал со Сбербанком по полной программе: обслуживал в нем счета и брал крупные кредиты. Причина, по-видимому, может быть только одна: в трудное для металлургического гиганта время банк так и не нашел общего языка со своим клиентом. Кстати, тот же ВТБ оказался проворнее и уже выделил холдингу Усманова кредитную линию.

Если это произойдет, руководству Сбербанка впору бить тревогу. Ведь потеря даже тысяч физических лиц, недовольных сервисом, мало отразится на показателях работы банка. Уход же даже нескольких крупных клиентов станет ощутимым ударом по бизнесу.

"