Posted 14 октября 2013,, 20:00

Published 14 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:52

Updated 8 марта, 04:52

Налог на воздух

Налог на воздух

14 октября 2013, 20:00
Минпромторг договорился с Минфином об общих принципах перехода с транспортного налога на экологический, который действует в европейских странах. Об этом заявил вчера замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. В настоящее время почти половина автомобилей в стране старше 10 лет, что считается серьезной эколо

Транспортный налог, взимаемый сейчас, привязан к мощности автомобиля и никак не зависит от того, насколько часто машина используется и каков ее уровень выбросов CO2. Однако эти требования будут приниматься во внимание при расчете будущего налога, хотя точные ставки и принципы подсчета пока не известны. Если предположить, что размер налога будет сопоставим с европейскими нормами, то он может составить вполне ощутимые суммы и оказаться не ниже транспортного.

Характерно, что даже куда в более благополучном Евросоюзе, где аналогичную инициативу попытались внедрить под давлением «зеленых», оказалось, что ни владельцы машин, ни автопроизводители не в состоянии выдержать подобной нагрузки. В начале месяца, говоря от лица Porsche, BMW и Mercedes-Benz, немецкий канцлер Ангела Меркель предложила Евросоюзу увеличить сроки постепенного ввода новых строгих норм по вредности выхлопа, которые должны быть установлены к 2020 году. ЕС хочет, чтобы количество загрязняющих веществ выхлопа на всех новых легковых автомобилях не превышало 95 граммов CO2 на километр.

Меркель же уверяет, что этого невозможно добиться за столь короткий срок. За расчетные семь лет только 80% автопроизводителей смогут перейти на новые стандарты. Дополнительные четыре года, как ожидается, позволят решить проблему. За это время все производители автомобилей разработают технологии и смогут подогнать под стандарты все свои модели, в том числе и самые мощные. Канцлер Германии согласна, что Европе не нужны загрязняющие атмосферу авто, но вполне прагматично заявляет, что ускоренные темпы перехода на новые стандарты потребуют от производителей вложения большого количества денежных средств, что сделает их неконкурентоспособными среди мировых автокомпаний.

Что уж говорить о российском автопроме, который с начала года и без того снизил объемы продаж под давлением иностранных конкурентов почти на 10%. И тем более об автовладельцах, которые куда беднее своих европейских собратьев и вынуждены эксплуатировать автомобили, находящиеся, как правило, в преклонном возрасте. Сегодня в РФ 47% автомобилей старше 10 лет, подсчитали в Минпромторге, а средний возраст транспорта в стране – около восьми лет.

«Минпромторг хочет как лучше: чтобы в России заработала схема, принятая в западных странах: кто больше ездит и больше загрязняет окружающую среду, тот и будет платить больше, – поясняет «НИ» отраслевой аналитик Василий Якимкин. – Акциз на бензин класса 5 в 2014 году планируется взимать по ставке 5750 рублей за тонну, а за бензин, не соответствующий 3-му классу, – 11 110 рублей, практически вдвое больше. Что, естественно, отразится на розничной цене и будет стимулировать автовладельцев пересаживаться на более экологически чистые машины. Но с экологическим налогом, боюсь, что у нас в России получится «как всегда»: возрастет налоговая нагрузка, а дополнительные средства, которые получит бюджет, едва ли помогут автопрому. Хотя опять же Минпромторг планирует на полученные средства строить пункты утилизации старых автомобилей, очищать стоянки и улицы от брошенного транспорта. Но в любом случае такое двойное налогообложение ударит по беднейшим слоям населения».

Не исключено, что отмена транспортного налога будет сопутствовать введению нового. «Для россиян, владеющих старыми автомобилями, «не проходящими» по экологическим стандартам, это будет серьезным ударом, но, как обычно, за любые государственные нововведения расплачивается в конечном итоге потребитель и налогоплательщик. Не исключено, что какое-то время оба налога – транспортный и экологический – будут существовать параллельно», – предположила в беседе с «НИ» аналитик Международного финансового центра Анна Линевская.

"