Posted 14 мая 2007,, 20:00

Published 14 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:44

Updated 8 марта, 08:44

Черный безнал

14 мая 2007, 20:00
В правительство внесены поправки в закон о борьбе с легализацией преступных доходов. Об этом вчера сообщил руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Виктор Зубков. Речь идет об обязательстве банков сообщать в финансовую разведку об операциях по обналичиванию денежных средств на сумму более 600 т

По словам г-на Зубкова, поправки внесены в правительство в апреле, перед этим они ходили по министерствам в процессе согласования. Суть их состоит в том, что ФСФМ будет получать сообщения об операциях по обналичиванию, проведенных как юридическими, так и физическими лицам. При этом главный финансовый разведчик страны пообещал, что граждане никоим образом не пострадают от введения новых поправок. «В то же время ФСФМ будет располагать более обширной базой информации, которая может быть использована правоохранительными органами при отслеживании доходов, полученных преступным путем», – сообщил он.

Впрочем, как выясняется, ничего революционного в этом шаге нет. Как рассказали корреспонденту «НИ» в Ассоциации российских банков (АРБ), подобная практика существует и сейчас – ФСФМ, не дожидаясь никаких поправок в «противоотмывочный» закон, проверяет перевод в наличные на вышеуказанную сумму и выше. «В качестве аргумента в пользу такой нормы приводится американская система, где проверяется обналичка сумм больше 15 тыс. долларов», – пояснил наш источник.

Вообще же масштаб подозрения, под которым ходят наши граждане и организации, поистине впечатляет. По данным ФСФМ, за четыре месяца 2007 года служба получила более 2 млн. сообщений о транзакциях, подлежащих обязательному отчету. Из них, как сообщил г-н Зубков, почти 1,5 млн. – подозрительные. При этом, констатирует финразведка, качество банковского «стука» год от года улучшается. «В первом квартале доля отбракованных сообщений составила 0,6%, в то время как в прошлом году – более 1,5%, а в 2005 году – 5%», – уточнил глава ФСФМ.

Сами банки тоже находятся под плотным колпаком. Как сообщил в понедельник заместитель директора департамента финмониторинга и валютного контроля Центробанка Андрей Одинцов, ЦБ за минувший год ограничил 133 кредитных организации в осуществлении отдельных банковских операций. Всего же было проверено 779 банков. «Высшая мера» – отзыв лицензии – была применена к 51. К слову, в этом году за 4 с небольшим месяца лицензий лишились еще 17 организаций кредитной сферы, так что динамика практически не претерпела изменений.

В АРБ считают, что меры воздействия по отношению к российским банкам зачастую являются излишне суровыми. «Мы, конечно, поддерживаем борьбу против нечестных деятелей и липовых организаций, подрывающих доверие граждан к банковской системе. Однако при этом надзорные органы могли бы действовать более тонко и точечно, – поделился с «НИ» своим видением ситуации источник. – Даже сама гигантская цифра – 779 – говорит о многом. По большому счету, сейчас надзор действует как гаишник, отлавливающий на дорогах всех подряд, в результате чего многие нарушители, кстати, оказываются безнаказанными».

По мнению специалистов АРБ, далеко не все банки, против которых были применены санкции за недобросовестность, того заслуживали. Многие были наказаны за технические недочеты, а иногда речь шла и о явных недоработках самих «надзирателей». «Был случай, когда от одного из банков потребовали срочно пополнить резервы, а затем, получив новую информацию, наказали за искажение поступившей прежде. Такие истории, увы, не такая уж и редкость», – сообщили нам в АРБ.

"