Posted 13 июля 2010,, 20:00

Published 13 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:10

Updated 8 марта, 07:10

Стой, кто едет?

Стой, кто едет?

13 июля 2010, 20:00
Как считают в Федеральной службе судебных приставов (ФССП), к концу года число невыездных россиян может вырасти до 250 тыс. Вчера стало известно, что только в одной Орловской области из-за долгов не выпустили из страны более 1,6 тыс. человек – в четыре раза больше, чем в прошлом году. Эксперты обеспокоены тем, что прис

В ФССП считают, что не пустить за границу – это самый эффективный способ заставить злостного неплательщика вернуть долги. Неназванный гражданин, проживающий в Новоселицком районе Ставропольского края, которому судебные приставы ограничили право выезда за рубеж, взял да и погасил кредиторскую задолженность в размере более 1 млн. рублей – так нужно ему было поехать за границу. Никакие другие меры на должника-миллионера совершенно не действовали. Судебный пристав до этого произвел арест залогового имущества – автомобиля «КамАЗ», прицепа, административного здания с подвалом, а также земельного участка и расположенного на нем жилого дома, но платить гражданина все это не заставило.

Количество невыездных стремительно растет сейчас во всех регионах. С начала этого года ФССП вынесла уже около 100 тыс. решений о запрете на выезд за рубеж для должников. Глава ведомства Артур Парфенчиков полагает, что до конца года число таких решений может вырасти до 250 тыс. В 2009 году, по подсчетам службы, 215 тыс. граждан, которых лишили права пересечь границу, вернули истцам и бюджету около 2 млрд. руб.

Эксперты объясняют столь стремительное увеличение числа невыездных граждан тем, что сформировалась соответствующая судебная практика. «Сначала было много непонятного, а сейчас уже есть алгоритм поведения», – пояснил «НИ» глава правозащитной организации «Агора», кандидат юридических наук Павел Чиков. По его мнению, появляется реальная опасность, что приставы могут погнаться за статистикой. «Возникает вопрос, чего они на самом деле добиваются: чтобы как можно больше российских граждан не могли выехать или чтобы они поскорее вернули деньги? – задался вопросом эксперт. – Если приставам спустили сверху план по числу невыездных, то мне жаль наших граждан – существует опасность подмены целей».

Между тем ведомство размышляет над тем, как еще можно испугать должников. Особенно интересной приставам кажется идея лишать неплательщиков водительских прав. Эту инициативу ФССП намерена обсудить с Министерством юстиции, и если Минюст ее одобрит, соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму. До этого приставы уже озвучили идею изымать права на вождение маломерных судов, а также предлагали запретить должникам выдачу лицензий на охоту и рыбалку.

Эксперты скептически относятся к такого рода инициативам. «Наказание должно быть адекватно характеру правонарушения, а здесь этого не наблюдается, – сказал «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Должна быть логика: нарушил правила охоты – тебя лишают права на охоту, нарушил правила пользования землей – значит могут отобрать землю. А какая связь между моим долгом и лишением права управления? Это глупо. Давайте тогда лишать родительских прав тех, кто нарушает правила дорожного движения. Связи ведь тоже никакой, но наказание любопытное. Все это говорит о беспомощности службы судебных приставов, у которых уже есть гигантский арсенал воздействия на должников. Столько рычагов, сколько есть у них, нет ни у какой другой официальной структуры, а им все мало».

А вот Павел Чиков отмечает: в том, что ФССП ищет все новые способы, с помощью которых можно перекрыть кислород, отчасти виноваты и сами наши граждане, которые порой очень «творчески» подходят к исполнению своих прямых обязанностей. «Я не раз встречал объявления о проведении семинаров на тему, каким образом уклониться от коллекторских агентств, как взять кредит и обезопасить в случае предъявления претензий при его непогашении, – рассказал эксперт. – Поэтому активность приставов понятна».

Правозащитника тревожит другое. «Служба судебных приставов претендует на все большие полномочия, фактически речь идет о развитии еще одной силовой структуры, что не на пользу обществу, – рассуждает г-н Чиков. – Где гарантии от произвольного использования этих полномочий? В случае лишения или ограничения прав возникает огромное пространство для злоупотреблений. Наказание должно быть адекватно проступку, только тогда от него будет общественная польза».

"