Posted 13 мая 2009,, 20:00

Published 13 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:36

Updated 8 марта, 07:36

Знания без силы

Знания без силы

13 мая 2009, 20:00
Закрытие школ, сокращения преподавательского состава в вузах, перепрофилирование программ, падение учительской зарплаты – таковы проявления глобального экономического кризиса в системе среднего и высшего образования самых разных стран. Противостоять этому пытаются по-разному как на уровне местных властей, так и правите

Говорят об антикризисных мерах и в России. Эксперты, правда, не уверены, что на деле, а не на словах в нашей стране действительно что-то предпринимается.

Наиболее драматичная ситуация сложилась в столице автомобильной индустрии США – Детройте. Здесь разом закрываются около 20 средних школ, ученики которых будут переведены в укрупненные классы «устоявших» в условиях кризиса учебных заведений. Местные власти ломают голову, как не выйти за рамки федерального законодательства, согласно которому потолок численности учащихся в школьном классе – 25 человек.

Пример Детройта всерьез напугал чиновников от образования в других американских городах. В Чикаго, например, как рассказал «НИ» глава местного управления школьного образования Ран Хуберман, ради экономии средств решили прежде всего аннулировать ежегодную индексацию учительской зарплаты. В общем, борьба за выживание пошла на местном уровне. Причем это не только американская специфика. По другую сторону Атлантики, в Великобритании, пришлось закрыть примерно 30 средних школ. Спасая учеников, там тоже решили действовать методом укрупнения классов или объединения обанкротившихся учебных заведений в академии. Как сообщают британские СМИ, в судах уже накапливаются иски учителей, уволенных без своевременной выплаты выходных пособий.

В России, пока, по крайней мере, о массовом закрытии школ речи не идет. Хотя во многих регионах рассматриваются вопросы «оптимизации сети образовательных учреждений». Показателен нашумевший пример Ухты (Республика Коми), где развернулась настоящая борьба за среднюю школу №5. После того как учителя и родители выступили с совместным письмом в администрацию города, в котором настаивали на том, что школу надо сохранить, обратившись также за поддержкой в СМИ, «оптимизация» этого учебного заведения была отложена на год. «По России все по-разному, – заверил «НИ» директор московской гимназии №45 Михаил Шнейдер, к которому мы обратились за комментарием. –

В Ухте – одно, в Москве – другое. В столице кризис сказывается в первую очередь на финансировании ремонтных работ, строительстве новых школ. В каждой школе надо просто научиться деньги считать и не держать тех людей, которые слишком дорого стоят, вложения в которых не эффективны. У нас такие люди в статусе совместителя, и мы с ними заключаем договор на год, который просто не продлеваем, а штатным учителям рекомендуем брать полную нагрузку, то есть сейчас, например, не выгодно держать педагогов, у которых нагрузка не 18 часов, а 12». Что касается объединения классов, то, как говорит директор, «возможно, если раньше кто-то условно держал классы по 12–15 человек, сейчас надо будет смотреть, насколько это целесообразно». О «целесообразности» у нас говорят и на самом верху, причем применительно как к среднему, так и к высшему образованию.

Правительственные чиновники рассказывают о разработке антикризисных мер, к которым вроде бы относятся и перевод платных мест в вузах на бюджетную основу, и замораживание оплаты за обучение. Также в скором времени должен появиться закон, разрешающий образовательным организациям создавать малые предприятия, общества с ограниченной ответственностью, рассчитанные на то, чтобы там смогли подрабатывать в свободные от науки часы студенты, аспиранты и молодые ученые.

Но вот о конкретных «спасательных» для российского образования суммах так пока ничего и не сказано. «Антикризисная система, которая сегодня якобы разработана, экспертам не известна, поэтому оценить ее эффективность сложно. Никто не знает, сколько конкретно денег будет выделено на увеличение бюджетных мест, это пока общие пожелания, – рассказал «НИ» президент Фонда образования РФ Сергей Комков. – Пока в этом году бюджетные места не увеличиваются, а сокращаются примерно на 6 –7%, в следующем году это сокращение может достигнуть порядка 10%». В отличие от российских чиновников, американские успели представить конкретные «суммы», о которых говорит г-н Комков. В прошлом месяце конгресс США принял закон, согласно которому на нужды среднего и высшего образования будут выделены 150 млрд. долларов, причем выработан конкретный план распределения этих средств.

Что касается создания малых предприятий и ООО, то в Америке о подобных мерах и речи нет. В России же, по словам Сергея Комкова, этот шаг «не выдерживает никакой критики»: «Самый реальный шаг в этой ситуации был бы не передавать деньги банкам, а профинансировать напрямую конкретные отрасли, как, например, сделали в Китае. Сейчас на все образование в России расходуется 3,4% ВВП. Правительство могло бы просто удвоить эту цифру, и тогда можно было бы решить проблемы. А так деньги пойдут через малые предприятия и банки, в результате большая часть бюджетных денег уйдет в их карманы».

Непростая ситуация сложилась и у наших соседей в странах Балтии. «Я ничуть не колеблюсь, советуя членам нашего объединения покидать Швецию и искать работу в Дании», – открытое письмо председателя Шведского учительского союза Метты Фелкнер с такими строками опубликовала газета «Сюдсвенска дагбладет». По словам г-жи Фелкнер, у датчан учительские зарплаты выше примерно на 1 тыс. евро (выпускник шведского пединститута получает 2 тыс. евро в месяц) но, что еще важнее, в Дании не хватает школьных преподавателей, и потому стоит подучить родственный язык, чтобы обеспечить себе надежное существование в кризисные времена. Датские власти в качестве составной части стратегии выхода страны из кризиса выбрали повышение финансирования среднего и высшего образования. Стокгольм же пока закручивает гайки. Две трети шведских коммун объявили об экономии на школах.

Но Швеция является печальным исключением в скандинавском мире, в отличие от датчан и норвежцев, подающих хороший пример остальному миру. Например, совсем недавно норвежское правительство выделило крупные средства на ремонт и строительство школьных зданий, хотя этим должны заниматься местные власти. В хорошие времена скандинавские вузы не страдали от наплыва абитуриентов: кому хочется сушить мозги пять лет, чтобы потом получать примерно столько же, сколько рабочий, да еще расплачиваться всю жизнь за ссуду на учебу? Теперь сообщается о росте числа соискателей мест этой осенью на 10–20% по сравнению с прошлогодним «призывом». Любопытно, что экономический спад не повлиял на приоритеты абитуриентов. Опросы показывают, что молодые скандинавы по-прежнему выбирают профессию, исходя из личных склонностей, а не в надежде хорошо заработать. Популярность таких «безнадежных» специальностей, как археолог, философ или библиотекарь ничуть не упала.

ЮЩЕНКО НЕ РАЗРЕШИТ БРАТЬ ДЕНЬГИ ЗА СДАЧУ «ХВОСТОВ»

Украинские школы и вузы все в большей мере испытывают на себе разнообразные ноу-хау властей, вызванные охватившим страну кризисом. Порой это даже грозит обострением политических проблем. Например, в Крыму местные власти из-за недостаточного финансирования решили закрыть школьные классы, в которых обучение ведется на украинском языке, если в них не наберется 25 учеников. С высшим образованием дела еще хуже. Недавно власти Крымской автономии взялись за рассмотрение вопроса о ликвидации филиалов ряда вузов. Первым «под раздачу» попало местное отделение Полтавского университета, которое закроется уже к началу июня. В Киеве же министерство образования и науки Украины на первый план поставило решение вопроса о том, что делать со студентами, которые не могут платить за учебу. Как сообщили «НИ» в пресс-службе ведомства, для неплатежеспособных студентов «разрабатывается механизм прерывания учебы с последующим восстановлением на основании заявления об отсутствии на данный момент возможности оплаты обучения».
В то же время министр образования и науки Иван Вакарчук обратился к ректорам с призывом предоставлять студентам льготные кредиты: «В условиях, когда тысячи людей теряют работу, а, соответственно, и возможность платить за учебу своих детей, отказывать в предоставлении этих кредитов нельзя». Проблема эта более чем актуальна, поскольку ранее кабинет министров сократил число бюджетников в вузах по целому ряду специальностей, таких, как делопроизводство, реклама, пиар, менеджмент в турбизнесе, сфера услуг. Ректоры отказываются комментировать это решение. Однако без диктофона говорят, что считают его неправильным, но боятся вступать в острые дискуссии с властями. А еще украинское правительство разрешило государственным высшим учебным заведениями взимать плату со студентов за сдачу зачетов и экзаменов при ликвидации академической задолженности, возникшей во время проведения основной сессии. Но против этого резко выступил президент Виктор Ющенко, приостановивший действие ряда положений постановления кабинета, согласно которому увеличивался перечень платных услуг, предоставляемых государственными учебными заведениями. В частности, это касается сдачи «хвостов». Президент также приостановил положение, разрешающее вузам за счет студентов возмещать затраты на изготовление студенческих и ученических билетов, зачеток. Кроме того, г-н Ющенко считает неконституционным предоставление вузами платных услуг за издание и реализацию учебников, учебных пособий, конспектов лекций, методических материалов, монографий, информационно-аналитических сборников, сборников научных трудов, материалов конференций, учебной и учебно-методической литературы и даже обычных бланков.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев


ЕГИПЕТСКИЕ ШКОЛЫ ОСТАНУТСЯ БЕЗ КОМПЬЮТЕРОВ

В системе образования Египта первой жертвой мирового кризиса стала амбициозная правительственная программа компьютеризации и подключения к Интернету средних школ. Согласно этому плану, информационными технологиями планировалось охватить 36 332 частные и общественные школы, в которых обучаются в общей сложности 15 млн. детей и подростков, что составляет 21% всего населения страны. Однако правительство решило отложить этот проект из-за нехватки средств. В целом же кризис увеличивает разрыв в уровне образования между арабами-мусульманами и египтянами-коптами (христианами). Посетив начальную школу при коптском храме святого Шенуды, корреспондент «НИ» узнал, что плата за обучение здесь составляет приличную по египетским меркам сумму – около 4 долларов в месяц. Тем не менее недостатка в желающих учиться, даже несмотря на кризис, нет. В то же время египетские СМИ сообщают об оттоке учащихся из государственных школ, где за обучение вообще платить не надо (если не считать оплатой символический родительский ежегодный взнос на обучение чада в размере 20 долларов – на учебники, книги, факультативные часы, другие школьные сборы). Сегодня, когда жизнь стала столь трудной, многие простые египтяне чаще всего не против, чтобы вместо школы их дети, особенно сыновья, помогали по хозяйству – торговали в лавках, работали на полях или добывали себе хлеб насущный каким-либо другим заработком.
Сергей ПУТИЛОВ, Каир

"