Posted 13 февраля 2007,, 21:00

Published 13 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:45

Updated 8 марта, 08:45

Незачет по квотам

Незачет по квотам

13 февраля 2007, 21:00
После того как были объявлены новые квоты для РФ на икру самых ценных пород осетровых – белуги и амурских осетров, экологи забили тревогу. Всемирный фонд дикой природы (WWF)-Россия и программа ТРАФФИК считают, что квоты эти необоснованно высокие. Они призывают страны-закупщики не импортировать российский деликатес до т

Напомним, в 2006 году Россия была лишена возможности экспортировать икру, потому что не успела заявить свои квоты вовремя. Делать это надо каждый год до 31 декабря. Основной наш источник добычи деликатеса – это Амур и Каспий. Реку мы делим с Китаем, а море – с пятью прикаспийскими государствами. И прежде чем подавать заявку в Секретариат Конвенции ООН о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (СИТЕС), который утверждает квоты, нужно было договориться с соседями. Однако переговоры не заладились, а время ушло.

В этом году страна подала документы вовремя. Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан согласовали общие экспортные квоты. При этом РФ может вывозить черную икру в таких количествах: белуга – 700 кг, русский осетр– 20 тонн, севрюга – 3,5 тонны, калуга – 2,56 тонн, амурский осетр – 1,9 тонн. Все пять видов классифицированы Международным союзом охраны природы (МСОП) как находящиеся под угрозой исчезновения.

Заметим, что квота на белужью икру сократилась, а на икру русского осетра, напротив, увеличилась с 14 тонн в 2005 году до 20 тонн в этом. При этом общий допустимый улов (ОДУ), по данным WWF, для этих видов был уменьшен с 230 тонн в 2005 году до 110 тонн на этот год. «Но из 110 тонн рыбы просто невозможно добыть 20 тонн икры», – недоумевает в разговоре с корреспондентом «НИ» координатор программы ТРАФФИК Всемирного фонда дикой природы Алексей Вайсман.

В пресс-службе Россельхознадзора «НИ» сообщили, что «ОДУ на осетровые составляет не 110 тонн, а 286,5, и из этого количества рыбы вполне возможно произвести 20 тонн икры». Однако, по предположению г-на Вайсмана, в квоты осетровой икры заложено то, что планируется отобрать у браконьеров и легализовать для экспорта. То есть государство, по его версии, в официальных квотах уже частично учитывает икру, добытую нелегально. К слову, объемы добычи контрабандной икры у нас в 15 раз больше, чем легальной добычи. «По Каспию количество официально добытой икры составляет 23,5 тонны, а по Амуру – около 5,5 тонн, в денежном выражении это около 58 млн. евро»,– подсчитал г-н Вайсман. Умножив эту сумму на 15, получаем 8,7 млрд. евро – таков приблизительный урон от контрабанды черной икры.

В Россельхознадзоре также признают, что проблема контрабанды очень велика, но даже приблизительные ее объемы назвать затруднились. Помимо материальных потерь, с каждым годом сокращается и количество живой рыбы. По оценкам природоохранных организаций, из-за чрезмерного вылова осетровых их численность за последнее время сократилась на 40%. «Такие большие квоты катастрофически повлияют на выживание белуги и осетровых, – предупреждает г-н Вайсман. – Каждый килограмм икры равнозначен 10 кг живой рыбы. Причем для белуги, по словам эксперта, вообще никакой квоты не должно быть – «на нее не распространяется промышленный лов, она предназначена только для научных исследований и работы рыборазводных заводов». Поэтому Всемирный фонд дикой природы призывает страны-импортеры воздержаться от закупок икры осетровых до тех пор, пока Россия не предоставит обоснование этим квотам. Правда, пока ни одна страна на этот призыв не отреагировала.

"