Posted 13 января 2010,, 21:00

Published 13 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:16

Updated 8 марта, 07:16

Кого объедет Россия

Кого объедет Россия

13 января 2010, 21:00
На проходящем в эти дни в Детройте престижном международном автосалоне в центре внимания не столько представленные модели, сколько перспективы мирового автопрома как таковые. Представители «акул» этой отрасли оценивают их на ближайшее будущее довольно скромно. В то же время «АвтоВАЗ» намерен увеличить производство в 1,

Представитель Toyota Motor Corp предположил вчера в Дейтройте, что по итогам 2010 года рынок США вырастет до отметки 11,5 млн. автомобилей по сравнению с 10,4 млн. по итогам прошлого года. В свою очередь, исполнительный директор Daimler Дитер Цетше осторожно прогнозирует рост продаж в наступившем году на 3–4%. Он ожидает увеличения американского авторынка примерно на 10%, китайского – менее чем на 10%. Европейский же рынок, по его мнению, может вообще сократиться на 3–4%. Ничего хорошего не ждет и производитель роскошных спорткаров Lamborghini. «Мы предвидели, что 2009 г. будет сложным, и очень рады, что он закончился. Однако мы полагаем, что наступивший год будет не намного легче», – сообщил исполнительный директор компании Стефан Винкельман.

Но это все – «их игры». Наш автоводевиль был еще интереснее. Российский рынок, который в 2008 году едва не стал крупнейшим в Европе, показал один из худших результатов в мире: по предварительным данным Минпромторга, было продано 1,4 млн. автомобилей – то есть каждый второй потенциальный покупатель отказался от новой машины. Если точнее, то данные продаж за 11 месяцев Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса свидетельствуют о падении рынка на 50%. По данным таможни, импорт легковых авто в РФ в январе–ноябре сократился на 74,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – до 481,7 тыс. единиц, а в деньгах до 7 млрд. 822 млн. долларов.

Резкий спад ощутили и иностранцы в России. Аналитики Autonews сообщают, что особенно тяжело пришлось японским производителям: из-за очень высокого курса иены им пришлось существенно поднять цены. В результате снижение продаж в 2009 году у Honda, Toyota и Mitsubishi составило 72, 64 и 63% соответственно. Среди других лидеров первой двадцатки пострадали Opel и Hyundai (-64%). Из премиум-марок больше всех досталось Volvo и Saab – продажи снизились на 66 и 71% соответственно. Плохое положение дел и у американского Chrysler: если брать все три американские марки, принадлежащие Chrysler Group, то падение продаж за 11 месяцев 2009 года составило для них 86%. Меньшие, тем не менее существенные потери понесла и большая немецкая тройка: BMW (-13%), Audi (-12%), Mercedes-Benz (-29%). Из других европейских марок Renault и Skoda потеряли по 34%, а Fiat 35% продаж.

Среди выживших аборигенов отечественного автопрома благодаря господдержке «АвтоВАЗ», например, показал только минус 56%. Если бы не вмешательство властей, картина была бы, вполне возможно, еще печальнее. Тем не менее предприятие объявило об увеличении производства в 2010 году до 446 тыс. автомобилей – это записано в предварительном производственном плане. Таким образом, планируется рост на 51% по сравнению с прошлым годом.

По мнению аналитика исследовательской компании ИФК Андрея Рожкова, в 2010 году рост российского авторынка составит лишь 9–11%. «Из-за того, что у «АвтоВАЗа» на складах есть значительный запас автомобилей, думаю, рост его производства все же придется скорректировать в сторону уменьшения, – рассказал «НИ» специалист. – В пользу такого сценария говорит и фактор уменьшающихся доходов покупателей».

По словам г-на Рожкова, если рост продаж в этом году и будет достигнут, то его подстегнут только государственные программы: утилизации старых автомобилей, которая должна быть «запущена» в марте, и субсидирование двух третей ставки по кредитам на покупку машин отечественного производства. По первой программе ожидается рост на 200 тыс., а по второй – от 120 до 150 тыс. автомобилей за год. Привлекут покупателей и сниженные с 18 до 9–15% ставки банков по автокредитованию. «Эти меры позволят в первую очередь поднять спрос на эконом-сегмент. Куда попадает не только Lada, но и зарубежные авто совместной и лицензионной сборки», – надеется г-н Рожков.

"