Posted 12 марта 2009,, 21:00

Published 12 марта 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:41

Updated 8 марта, 07:41

А в глазах тревога…

А в глазах тревога…

12 марта 2009, 21:00
Склонность россиян к потреблению стремительно уменьшается, свидетельствуют опубликованные в четверг данные социологов. Индекс потребительских настроений (ИПН), который рассчитывает «Левада-Центр», за три последних месяца снизился на 18%.

Это чуть меньше, чем было осенью прошлого года, когда кризис дал о себе знать в России, но все равно очень много. По словам руководителя отдела изучения доходов и потребления «Левада-Центра» Марины Красильниковой, это беспрецедентное падение, которое в новейшей российской истории сопоставимо разве что с настроениями россиян в сентябре 1998 года. Впрочем, надежда на лучшее еще не умерла. Индекс ожиданий снизился на 16% против 21% осенью, что, по мнению социологов, говорит о том, что темпы роста пессимистичных настроений по крайней мере не увеличиваются.

Если раньше потребительское настроение портилось в основном у людей малообеспеченных, кому денег хватает только на еду или на питание плюс одежду, то теперь сильнее всего взгрустнулось россиянам с высокими доходами. Самое значительное снижение ИПН – 23% зарегистрировано в группе граждан, которые без труда могут приобретать товары длительного пользования. Это примерно 15% российских семей, в нашей стране часто ассоциирующихся со средним классом. Столь сильное ухудшение настроений в этой среде произошло, прежде всего, за счет снизившихся почти на треть оценок перспектив личного материального положения и экономической ситуации в стране на этот год.

По мнению россиян, кризис не время для дорогих приобретений. Индекс крупных покупок снизился со 121 пункта в сентябре 2008 года до нынешних 78-ти. Практически все слои населения все больше отказываются от запланированных ранее крупных расходов. Причем если раньше это делали в основном малодоходные граждане, то теперь к ним подключились и самые обеспеченные. Еще три месяца назад в высокодоходной группе уверенно лидировали те, кто собирался тратить большие деньги, несмотря ни на что. Теперь же их доля сравнялась с желающими отложить расходы до лучших времен. «Это последняя часть населения, которая почувствовала на себе финансовые трудности, – пояснила «НИ» Марина Красильникова. – Остальные уже свыклись со стратегией экономии и сразу ею воспользовались, а эта группа к ней менее привычна. Тем не менее важно понимать, что представления о потреблении у всех разные, и больнее всего кризис ударит по бедным слоям населения».

"