Posted 12 февраля 2008,, 21:00

Published 12 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:05

Updated 8 марта, 08:05

Их не догонишь

Их не догонишь

12 февраля 2008, 21:00
В апреле правительство будет обсуждать законопроект о торговле. Готовящее его Минэкономразвития РФ сообщило, что в документе прописана возможность государства влиять на процесс ценообразования. Чиновники уверяют, что список товаров, на которые цены будут регулироваться, станет кратким, а случаи, в которых эти меры буду

Предложение №1 по версии МЭРТ заключается в «применении практики соглашений производителей и продавцов». Ломать голову тут явно долго не пришлось. Ведь это по сути продолжение той заморозки цен, которую мы наблюдаем сейчас. О ее результатах можно судить на основании последних данных Росстата, который утверждает: в январе хлеб подорожал в среднем на 1,5%, сливочное масло – на 2%, молоко прибавило 2,3% «ценовой жирности». Яйца стали дороже на 3,2%. Выросла стоимость даже жестко контролируемого растительного масла – на 0,8%. Цена тех продуктов, на которые чиновники, похоже, махнули рукой, поднялась еще сильнее: сметана, творог, сгущенное молоко – на 2,4–2,9%, морковь и картошка – 10,5 и 13,4% соответственно. А обычная капуста получила поистине «генеральскую» прибавку –20,3% стоимости. Вся эта продуктовая свистопляска увеличила стоимость минимального набора продуктов питания на 4,3%, в среднем по России. Лоскутное одеяло антиинфляционного соглашения создало лишь видимость сдерживания цен. К тому же у производителей и торговых сетей осталась масса возможностей повышать стоимость других продуктов.

Специалисты рынка говорят, что у заморозки в ее нынешнем виде будущего нет. «Эффективность этого метода напрямую зависит от перечня включенных в соглашение товаров, – рассказала «НИ» генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. – Сейчас же их список очень короткий. Кроме того, чтобы заморозка реально заработала, необходимо заключать соглашения с как можно большим количеством участников рынка. Однако заставить производителей и ритейлоров подписать экономически не выгодный для них документ крайне сложно. Для этого, вероятно, государству придется применить нерыночные механизмы влияния». Все эти проценты роста, заметим, результат сиюминутный. Дальше будет еще увлекательнее. После того, как вторая по счету морозильная операция в мае закончится, по самым скромным прогнозам, единовременное подорожание продуктов составит 10%.

Предложение №2 – «установление предельной наценки для продавцов». Это означает, что торговые сети смогут «наваривать» с пакета молока или буханки не более, скажем, 10%. Этот «механизм сдерживания» цен, на первый взгляд, выглядит более эффективным и оправданным, чем первый. Ведь торговля в России все еще дефицитна. Ритейл может завышать цены до неприличия, поскольку товар на рынке есть, а точек реализации пока недостаточно. Тем не менее, эксперты выделили и возможные проблемы в случае установления потолка наценки на отдельные товары.

«Сейчас рынок продуктов насыщен, и торговля имеет возможность выбирать из большого количества производителей. Поэтому наценка иногда доходит до 40% и выше. Однако применение указанного механизма потребует серьезного мониторинга за отпускными ценами производителей. Существует опасность их фиктивного завышения. То есть в случае «неофициального» соглашения отдельных производителей и продавцов, указываемые в документах отпускные цены будут выше, чем на самом деле. Это позволит торговле при прежних затратах на закупку товара устанавливать более высокие конечные цены», – поясняет Елена Тюрина.

В свою очередь, научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин напомнил «НИ», что в начале 90-х Россия уже использовала систему предельных наценок. Но тогда доходило до того, что магазины перепродавали товар друг другу. В итоге цены постоянно росли, поскольку закупочная цена формально повышалась.

И, наконец, предложение №3 – «установление предельной цены на товар». Это когда государство говорит: «масло будет стоить не более 60 руб. за литр, и точка». Однако сразу возникают опасения, что ритейл может попросту отказаться торговать социально важными продуктами себе в убыток. «В случае применения этой меры может возникнуть и дефицит товаров, и, не исключено, «серый рынок» продовольствия, – пояснил «НИ» исполнительный директор аналитического центра Андрей Сизов. – Значительно более оправданным выглядит применение опыта США: выделение адресной помощи социально незащищенным слоям населения. То есть вместо установления ценовых рамок для торговых сетей малоимущим людям выдаются продуктовые талоны, марки, позволяющие им получать льготные, либо бесплатные продукты питания».

Таким образом, любое из трех предложений МЭРТ может пойти не во благо, а во вред. Но с ценами же нужно что-то делать. Андрей Сизов предлагает не спускать всех собак на торговлю, а обеспечить ей нормальные условия работы, что снизило бы рост цен. «Высокие наценки, устанавливаемые торговыми сетями, во многом объясняются коррумпированностью чиновников и проверяющих структур. Чем выше коррупция – тем выше наценки. Торговля таким образом компенсирует не предусмотренные издержки: налоговые штрафы, плату пожарной инспекции, откаты. МЭРТ борется не с проблемой, а с цифрами», – убежден специалист.

Елена Тюрина высказалась за госдотации производителям. Они должны компенсировать многие издержки, которые сейчас погашает потребитель. Михаил Делягин тоже обращает внимание на американский опыт, добавляя, что выделение малоимущим слоям населения талонов на бесплатное питание оказывает гораздо меньшее влияние на инфляцию, чем выдача живых денег. Также экономист предлагает наделить Федеральную антимонопольную службу большими полномочиями. «ФАС должна получить право возвращать цены на исходные показатели в случае резкого их роста. А уже потом проводить антимонопольное расследование. Ведь расследования могут длиться годами, а за это время потребитель понесет огромные потери», – сказал г-н Делягин.

НА УКРАИНЕ ГЛАВНОЕ – ЧТОБЫ НЕ РОСЛИ ЦЕНЫ НА ЗЕРНО И САХАР
За 16 лет независимости не было на Украине премьера, который не предпринимал бы попыток (в большей или меньшей степени – в зависимости от политической конъюнктуры) разобраться с ценами «вручную». Это, естественно, сказывалось на условиях развития бизнеса и показателях инфляции. Нынешний кабинет министров Юлии Тимошенко не далее как 6 февраля официально утвердил перечень объектов государственного ценового регулирования на 2008–2009 маркетинговый год. В нем всего четыре позиции: продовольственная пшеница, рожь, меслин (ржано-пшеничная смесь), а также свекловичный сахар. В предыдущем подобном документе фигурировали еще продовольственные ячмень и кукуруза, но не было сахара. Спущенные государством цены на указанные продукты пока не утверждены.
Вообще же вопросы цен и ценовой политики регулирует в стране закон «О ценах и ценообразовании», принятый еще в декабре 1990 года. Документ устанавливает, что в народном хозяйстве Украины используются свободные, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы. Он также уполномочивает кабинет министров определять перечень продукции, товаров и услуг, цены на которые регулируются государственными органами.
В январе подорожали в основном самые ходовые продукты питания: на 10–12% – твердые сыры, на 2–3% – мясо, на 3–5% – молоко. Абсолютный же рекорд принадлежит овощам: цены на капусту, морковь, свеклу и лук подскочили на 30–50%. Комментируя эту ситуацию, президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило, сообщил «НИ»: «Учитывая, что премьеру нужны быстрые результаты, в ближайшие месяцы Украине стоит ожидать административного ограничения цен на ряд товаров. Это даст краткий эффект, но в дальнейшем появится дефицит, как это было в 2005 году с бензином и мясом». По мнению эксперта, Юлия Тимошенко также может призвать на помощь дешевый импорт – после вступления в ВТО ввозные пошлины снизятся, а курс гривны к доллару укрепится. Относительно недорогие зарубежные продукты не позволят отечественному производителю задирать цены, но создадут ему серьезные проблемы, вплоть до сворачивания производства, полагает аналитик.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

ШВЕДЫ НЕ ДАЮТ ВОЛИ АЛКОГОЛЮ, ЛЕКАРСТВАМ И КВАРТПЛАТЕ
Жесткое государственное регулирование цен осуществляется в Швеции в трех областях: продаже алкоголя, лекарств и тарифах на квартплату. Государственная винная монополия, торгующая через сеть специализированных магазинов, устанавливает очень высокие цены на крепкие спиртные напитки (пол-литра водки, например, стоит около 20 евро). Аптеки также находятся в руках государства, и цены в них регулируются централизованно, причем в каждой категории лекарств стимулируется приобретение более дешевых аналогов. У провизоров имеется список препаратов, приобретение которых дотируется государством (по достижении потолка примерно в 200 евро в год медикаменты по рецепту врача отпускаются бесплатно), все прочие в программу субсидирования не входят. Относительно низкий по североевропейским масштабам уровень квартплат (средняя «трешка» в доме 70-х годов обходится в Стокгольме примерно в 600 евро в месяц) поддерживается благодаря двум законам. Первый запрещает коммунальным компаниям сдавать квартиры с целью получения прибыли, а второй предписывает частным домовладельцам придерживаться среднего уровня квартплаты в домах с общественной собственностью, позволяя брать лишь 5-процентную надбавку от этой величины.
Цены в остальных областях жизни также регулируются, хотя и более гибко, с помощью налогов, контроля за свободой конкуренции и предоставления различных льгот дискаунтерам. Например, борясь с высокими ценами на продукты питания в Стокгольме, городские власти «пригласили» в город несколько сетей дискаунтеров, предоставив им в аренду земельные участки на льготной основе.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм


В КИТАЕ НОВЫЕ ЦЕННИКИ УТВЕРЖДАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВО
В Китае под контролем государства остаются цены преимущественно на сырье и энергоносители, производимые в крупном государственном секторе. При этом в экономике действует два уровня цен на одни и те же виды ресурсов: в госсекторе они ниже, для частников – выше. В целом государство влияет на цены не более чем на 20% в перерабатывающей промышленности (сырье), менее чем на 15% в сельском хозяйстве и не более чем на 5% в сфере потребительских товаров.
В 2007 году в КНР началась реформа ценообразования, направленная на дальнейшую его либерализацию. Правительство решило постепенно повышать цены на воду, уголь, природный газ и другие виды топлива, а также на электроэнергию. Предполагается довести их до того уровня, при котором не будет необходимости в государственном регулировании. Однако неблагоприятная ситуация на мировом рынке продовольствия привела к тому, что уровень потребительской инфляции в прошлом году достиг 4,5%. До этого в течение четырех лет рост цен на потребительском рынке не превышал 2%, а в 2002 году в стране даже наблюдалась дефляция в размере 0,8% годовых. А тут инфляция в 1,5 раза превысила «плановые» 3%, в которые собирались уложиться китайские власти в условиях ценовой либерализации, установив рекорд за 11 лет.
Поэтому правительству страны пришлось объявить, что с 15 января 2008 года временно вводится режим государственного регулирования цен на зерно, растительное масло, мясо и мясные продукты, молоко, яйца, сжиженный газ и некоторые другие товары. Теперь крупные товаропроизводители и розничные торговцы обязаны направлять на утверждение в правительство и региональные структуры Госкомитета по развитию и реформам план-заявку за десять дней до планируемого повышения цен. Власти в течение семи дней должны рассмотреть этот план и либо одобрить его, либо отклонить, основываясь на «разумности уровня повышения цены». Одновременно резко повышена ответственность за нелегальное взвинчивание цен. В пересчете на доллары размер штрафов составляет от 2,7 до 137 тыс. Причем наказание грозит даже тем компаниям, которым установленный уровень цен грозит разорением.
Андрей СУСАРОВ

БЕЛОРУССИЯ ЖИВЕТ ПО СОВЕТСКИМ ПРАВИЛАМ
В Белоруссии цены регулируются официально, и это закреплено законодательно. Когда речь идет о так называемых социальных товарах (они примерно те же, что в России), картина неотличима от той, что была в СССР: если зайти в любой магазин и посмотреть цену на тот или иной продукт, можно не сомневаться, что по всей стране она будет такой же. Ну а стоимость товаров, не вошедших в социальный список, регулирует «тридцатник». Так в стране принято называть норму, согласно которой «накрутка» на конечную цену не может превышать 30% себестоимости продукта. Все это, заметим, распространяется и на товары, которые идут на импорт.
Белорусское законодательство в области регулирования цен осталось практически неизменным с советских времен, вносимые в него поправки носят чисто косметический характер. Поэтому и «пробуксовки» те же, что были в позднем СССР. В стране хорошо помнят продовольственный кризис, возникший в Минске в 1997 году: тогда продукты с прилавков начали просто исчезать. Власть бросилась административными методами заставлять предпринимателей продавать товары именно по установленным ценам. Тогда-то Александр Лукашенко и произнес крылатую фразу: «Взялись за яйца – исчезает молоко, за молоко хватились – исчезает колбаса». Бизнесменов, которые занимались оптовой и розничной торговлей, обкладывали драконовскими штрафами, лишали лицензий, конфисковывали у них товары, и те перестали сопротивляться
Однако история повторяется, и прошлой осенью молочные продукты опять стали исчезать с минских прилавков после того, как на них повысились цены в России. Правительство приняло решение ужесточить контроль на границе с РФ, людей, которые в огромном количестве закупали и везли эти продукты в соседнюю страну, разворачивали обратно. Никаким законодательством это не регулировалось, но сотрудники ГАИ выполняли приказ ревностно. Милиция же взялась патрулировать электрички и поезда, направлявшиеся в сторону России, и весь «запретный» товар тоже изымала. Однако дефицит молочных продукций в Минске ощущается до сих пор.
По мнению Ярослава Романчука, руководителя аналитического центра Мизеса, ценовая политика белорусского государства бьет не только по бизнесу, но и по кошелькам граждан. По его словам, цены фиксируются, но при этом сельское хозяйство получает немалые дотации, и в результате ежегодно каждая белорусская семья переплачивает за продукты по 150 – 200 долларов.
Владислав КАГАН, Минск

В ЯПОНИИ САМЫЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ТОВАР – РИС
Как член ВТО и вторая по масштабам экономика мира страна вынуждена играть по правилам открытого рынка. Но это не мешает японцам учитывать свои интересы при резких колебаниях цен и падении внутреннего спроса. Поэтому к либерализации ценовой политики в стране подходят осторожно. Главный вывод, который сделали японцы, заключается в том, что дерегуляция цен способна провоцировать инфляцию и спад производства.
Чтобы избежать этого, здесь следят за уровнем цен на базовые материалы. Стимулируя производство, удешевление продукции, импорт, власти сохраняют возможность влиять на ценообразование за счет субсидий для отдельных производителей, поправок в коммерческое и налоговое законодательство. Натиск внешних конкурентов сдерживается тарифами и импортными пошлинами, ограничениями карантинной службы и иными средствами в интересах укрепления макроэкономической стабильности. Власти могут эффективно влиять на цены всех видов топлива, в том числе керосин и бензин, воду и электричество, на стоимость услуг предприятий связи и общественного транспорта, а также на тарифы на скоростных автодорогах. Эти цели достигаются с помощью различных полугосударственных корпораций, участвующих в управлении основными объектами инфраструктуры.
При необходимости власти и бизнес собираются вместе и договариваются о регулировании цен в той или иной отрасли. Государству запрещено устанавливать цены как монопольно высокие, так и монопольно низкие с целью «выбить» конкурента из рынка. Введены ограничения на единовременное повышение цен в отраслях с объемом производства выше 30 млрд. иен. Если в таких отраслях более двух фирм в течение трех месяцев подняли цену на одну и ту же величину, то комиссия по справедливым сделкам требует от них объяснения причин повышения и начинает расследование. Исключения допускаются при ухудшении деловой конъюнктуры, когда цены ниже издержек и есть угроза банкротства многих предприятий отрасли. При этом с разрешения комиссии допускается согласование производителями объемов производства, продаж, инвестиций, загрузки оборудования и цен. Получив просьбу о введении таких исключений, комиссия обязана в установленные сроки уведомить о мотивированном согласии или отказе.
Видимый контроль за уровнем цен в Японии сохраняется в отношении риса и пшеницы. В первом случае государство субсидирует фермеров, во втором – организует за рубежом закупки зерна, которое по госценам поставляется хлебопекарням. Регламентируется и уровень цен на отдельные виды лекарств. Свободное ценообразование распространяется на препараты, стоимость которых не подлежит возмещению из общественных фондов, как метод регулирования используется и регистрация цен на препараты
Валерий АГАРКОВ, корреспондент ИТАР–ТАСС – специально для «НИ», Токио

"