Posted 11 ноября 2003,, 21:00

Published 11 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Земля – бизнесу, рынки – народу

11 ноября 2003, 21:00
Вчера правительство в очередной раз пыталось решить «земельный» вопрос. Однако никаких решений по этой проблеме на заседании кабинета министров так и не было принято. Нерешенным остался и второй вопрос повестки дня – о развитии российских финансовых рынков. В обоих случаях для этого были причины.

«Новые Известия» недавно писали о патовой ситуации, сложившейся вокруг выкупа земли под предприятиями. Напомним, что по существующему законодательству компании до 1 января 2004 года обязаны или выкупить землю «под собой», или взять ее в аренду. При этом ставки выкупа и аренды, по оценкам Российского союза промышленников и предпринимателей, не просто высоки, а запредельно высоки. Если предприятия внесут «земляные» деньги, то они лишатся оборотных средств, что не замедлит сказаться на их инвестиционных планах. А небольшие компании вообще могут оказаться на грани разорения.

Нельзя сказать, что чиновники этого не понимают. На прошлой неделе первый замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов заявил, что его ведомство внесло в кабинет министров предложения по радикальному снижению земельных ставок и что бизнес-сообщество их одобряет. Но дело в том, что многие регионы свои заключения об одобрении новых ставок не прислали, а без учета мнения субъектов РФ правительство не может отправить поправки в Земельный кодекс в Госдуму. В итоге все остается по-старому. И последняя надежда бизнесменов – на то, что за них вступится кабинет министров.

Однако правительство, судя по всему, так и не выработало единой позиции по этому вопросу. Премьер-министр Михаил Касьянов, правда, заявил вчера, что необходимо «отрегулировать все вопросы, связанные с правами на земельные участки под предприятиями». Причем, по словам председателя правительства, их нужно отрегулировать так, чтобы «не нарушить планы по увеличению производства». Однако никаких конкретных путей выхода из этой ситуации глава кабинета не подсказал. А «революционные» инициативы Минэкономразвития, судя по всему, не утвердил. Об этом говорит то, что главный докладчик по земельному вопросу замминистра МЭРТа Андрей Шаронов так и не вышел после заседания правительства к ожидавшим его журналистам. «Значит, у рояля то же, что и прежде», – с грустью констатировал один из корреспондентов. Правда, уже ближе к вечеру стало известно о том, что правительство поручило Минэкономразвития с участием Минимущества, Минсельхоза, Министерства природных ресурсов, Росземкадастра и Минюста доработать законопроект об условиях и порядке приобретения земельных участков под приватизированными объектами до 25 декабря.

Впрочем, у правительства остался еще один шанс. Оно может поддержать депутатский вариант изменений Земельного кодекса. Правда, еще недавно правительственные чиновники говорили об инициативе депутатов с легким презрением: по их мнению, предложенный думцами законопроект является «сырым» и недоработанным. Однако у него в любом случае есть плюсы: он переносит сроки обязательной аренды или выкупа земли с 1 января 2004 года до 1 января 2007 года, что дает бизнесменам три года «легкой жизни». А правительство, если думский вариант пройдет, получит возможность доработать свой законопроект об условиях приобретения земли компаниями. И все будут довольны.

«Земельный» вопрос, впрочем, был не единственной темой вчерашнего заседания правительства. Члены кабинета обсудили кроме него проблемы российских финансовых рынков. Министр экономического развития и торговли Герман Греф рассказал коллегам о том, как «тяжела и неблагодарна» жизнь этих рынков. И с горечью констатировал, что за годы реформы они так и не стали «ближе к народу»: из всего 150-миллионного населения страны только 15–17 тысяч россиян вкладывают свои деньги в ценные бумаги и играют на биржах. В то же время в экономически развитых странах активными участниками фондового рынка является чуть ли не все трудоспособное население. Например, в США 20% доходов каждой семьи получены от инвестирования в ценные бумаги корпораций.

По мнению Германа Грефа, россияне могли бы последовать примеру американцев, если бы правила игры на финансовых рынках стали более четкими и «прозрачными». И если бы устранили «неразбериху» с контролирующими структурами. Сейчас за российскими финансовыми рынками, по словам министра, следят сразу 6 госорганов, причем их функции зачастую пересекаются и дублируют друг друга. Вместо этого можно было бы создать «мегарегулятор», как это сделано, например, в Великобритании, где ситуацию на финансовых рынках страны контролирует Комиссия по ценным бумагам. Пока непонятно, насколько эта идея Германа Грефа понравилась правительству. Оно не стало выносить окончательного вердикта по этому вопросу и лишь дало поручение МЭРТ, Минфину, Банку России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг еще раз проанализировать ситуацию и повторно представить свои соображения в феврале 2004 года. Кроме того, правительство намерено подготовить в 2004 году целый ряд законопроектов и мер, снижающих издержки финансовых рынков в 2 – 2,5 раза.

"