Posted 11 августа 2003,, 20:00

Published 11 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Торг не уместен

Торг не уместен

11 августа 2003, 20:00
Совет Федерации и правительство считают бюджетные доходы по-разному

Вчера члены Совета Федерации и представители региональных законодательных собраний встретились с членами правительства. Речь шла о проекте бюджета-2004. Представители Минфина отделывались общими словами, регионы, как водится, просили денег.

Бюджетный процесс все больше напоминает забег на короткую дистанцию с заранее определенным победителем и известным результатом. Стоило Владимиру Путину объявить о том, что «бюджет должен быть принят в сжатые сроки», как высокопоставленные чиновники один за другим пообещали утвердить его до начала выборного процесса, то есть в конце ноября этого года. Первыми такие заявления сделали спикер Госдумы Геннадий Селезнев и вице-премьер Алексей Кудрин. Вчера настала очередь спикера СФ Сергея Миронова.

Со словами «президент прав – бюджет должен быть принят в ноябре» – он начал свой «торг» с правительством. Но конструктивного разговора между двумя ветвями власти не получилось: регионы просили правительство разрешить их конкретные проблемы, а чиновники из Минфина и Минэкономразвития (МЭРТ) говорили в целом о бюджетном процессе.

Интересно, что первый замминистра экономического развития и торговли Иван Матеров, выступивший вслед за Мироновым, вообще «перевел стрелку» на своих коллег из Минфина. Минэкономразвития, по его словам, если и имеет отношение к бюджету, то очень опосредованное. В рамках бюджетного процесса он готовит для Минфина всего лишь два документа – сценарий развития экономики и федеральные адресные целевые программы (ФАЦП). Прогноз на будущий год, по расчетам МЭРТ, чуть хуже нынешнего года: если в 2003 году рост ВВП при среднегодовых ценах на нефть достигнет 5,9%, то в 2004 – 5,2%. Виной тому все то же «черное золото» – оно в будущем году подешевеет до 22 долларов за баррель.

Недавно назначенному замминистра финансов Антону Силуанову кивать было уже не на кого – ему пришлось отвечать за все правительство сразу. Хотя попытки уйти от ответственности он все же предпринял. Замминистра, в частности, предложил представителям регионов подискутировать о принципах формирования бюджетной политики в целом, а предметный разговор по конкретным статьям перенести на более поздний срок. У бюджета 2004 года, по его словам, следующие приоритеты. Это снижение налогового бремени (на 1,7% ВВП), сбалансированность федерального и региональных бюджетов, стерилизация денежной массы (из-за чрезмерного притока валюты в страну) и создание стабилизационного фонда. При этом, по словам Силуанова, федеральный центр во многом пошел регионам на уступки. Например, от отмены налога с продаж регионы потеряют 61,9 млрд. рублей, но правительство компенсирует эту сумму с лихвой. По-иному будут перераспределяться и доходы федерального центра и субъектов РФ. Если в этом году они складываются в пропорции 60 к 40, то с будущего года соотношение изменится в пользу субъектов – 56 к 44.

Но обещания Минфина явно не вдохновили членов Совета Федерации. Как, впрочем, и знакомство с «бюджетной политикой». Регионы все больше настаивали на «конкретике» и просили Минфин поделиться доходами. Представитель Смоленской областной думы Сергей Антуфьев возмутился по поводу расчетов Минфина: «По налогу с продаж мы теряем минимум 500 млн. рублей, вы же предлагаете компенсировать только 150 млн. Где остальные деньги?». А член СФ от Красноярского края Вячеслав Новиков посетовал на то, что федеральный центр «вот уже как два года не выделяет средств на «северный завоз».

Дальше – больше. Представитель Ленинградской области Сергей Васильев обвинил правительство в том, что оно «дестимулирует» инвестиционные процессы в регионах. Например, в прошлом году Минфин изъял у Ленинградской области 4 млрд. рублей, полученных от акцизов на табачные изделия. Между тем область привлекла западных инвесторов, предоставив им льготы по местным налогам и аренде земли. А первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету Светлана Орлова обвинила ведомство Кудрина в проведении неразумной бюджетной политики. По ее словам, в этом году из-за нового способа взимания акцизов на нефтепродукты 66 субъектов РФ вообще «ничего не собрали».

Чем дольше длился разговор между представителями двух ветвей власти, тем больше он напоминал диалог глухого со слепым. Но это, похоже, прохождению проекта бюджета через верхнюю и нижнюю палаты парламента вовсе не помешает. Политическое решение – когда и в каком виде он поступит на подпись к президенту – уже принято.

"