Posted 11 июля 2005,, 20:00

Published 11 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Капля в море

Капля в море

11 июля 2005, 20:00
«Новые Известия» продолжают следить за бензиновым рынком, на котором фальшивого топлива становится все больше. С мая МВД проводит федеральную операцию «ГСМ». Уже выявлено 1325 преступлений, по которым к уголовной ответственности привлечены 546 человек, к административной – 371, приостановлено действие 28 лицензий. Одна

Как сообщает Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД, большинство нарушений законодательства в сфере ГСМ связано с кражами горючего, их выявлено 449. Кроме того, оперативники обнаружили 354 факта присвоения и растраты средств, пресечено 192 случая мошенничества. Из незаконного оборота силовики изъяли горюче-смазочных материалов больше чем на 120 тыс. рублей. Однако самый большой «улов» оперативников пришелся на фальсифицированные технические жидкости и сопутствующие товары, содержащие опасные для здоровья людей химические компоненты. Их изъято на сумму 1 млн. 795 тыс. руб. Источник «НИ» в МВД уверяет, что «практически каждое второе преступление в сфере ГСМ приходится на столицу».

Начальник отдела оперативного реагирования и связей с общественностью ДЭБ Александр Воробьев сообщил «НИ», что для воровства нефтепродуктов преступники используют даже высокие технологии. По его словам, не в одном, а в целом ряде регионов действовали группировки, в которые входили операторы АЗС и специалисты по программному обеспечению. Заправщики недоливали топлива в бензобаки автомобилей, в результате чего образовывались «излишки», которые, разумеется, тоже шли в продажу. А чтобы по факту все сходилось и никаких неизвестно откуда взявшихся литров в отчетность не попадало, применялась специальная компьютерная программа, разработанная для жуликов эксклюзивно.

По словам чиновника, только на одной из АЗС в центральном регионе махинаторы реализовали излишков топлива на сумму более 300 тыс. руб. Однако, отметил г-н Воробьев, подобная статистика правонарушений абсолютно не отражает действительной картины – «все обстоит значительно хуже».

«Получается так, что выявить правонарушение значительно легче, чем наказать потом за него», – посетовал милиционер. Большинство дел, уверяет он, рассматривается в административном порядке без предварительного следствия. А самое серьезное наказание предусмотрено статьей 200 УК – 2 года лишения свободы за «обман потребителей в крупном размере – в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда».

Как сообщил «НИ» г-н Воробьев, по итогам операции «ГСМ» ДЭБ направил в профильный комитет Госдумы пакет предложений, вносящих изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ «по ужесточению санкций к производителям и реаниматорам фальсифицированных нефтепродуктов». В частности, по словам чиновника, предложено дополнить УК третьей частью 200 статьи, предусматривающей 3 года лишения свободы за обман потребителей на сумму более 5 МРОТ, то есть 500 руб. «Также необходимо перевести все правонарушения в сфере ГСМ под юрисдикцию УК, – считает г-н Воробьев. – Это позволит вести по ним предварительное следствие, и делать это будет криминальная милиция, а не милиция общественной безопасности, которая сейчас лишь составляет протокол и направляет дело в суд».

Самым же необходимым правоохранители считают «создание единого законченного цикла контроля за производством и реализацией подакцизных нефтепродуктов», от введения постоянных постов налогового контроля на объектах переработки (почему их, кстати, нет до сих пор, в пресс-службе ФНС не смогли дать «НИ» вразумительного ответа) до адекватных акцизов на прямогонный бензин. Кроме того, ДЭБ считает необходимым ввести обязательную сертификацию тормозных жидкостей, масел, систем охлаждения.

Между тем законы продолжают приниматься частями. Как сообщили «НИ» в комитете Госдумы по бюджету и налогам, на днях приняты в третьем чтении внесенные правительством изменения во вторую часть Налогового кодекса, которые, как ожидается, помогут справиться с производством фальшивого автомобильного топлива. Законопроект уже отправлен на утверждение в Совет Федерации и включен в повестку дня на 13 июля. В числе прочих мер предлагается установить акциз в размере 2 тыс. 657 руб. за тонну на основной компонент суррогата – прямогонный бензин. Теперь он будет приравнен к низкооктановым сортам бензина, а пока на него распространяется нулевая ставка акциза.

Однако у документа есть и противники. «Введенный в закон механизм налоговых вычетов для предприятий нефтехимической отрасли недостаточен для ее поддержки, и негативных последствий избежать не удастся», – сказал «НИ» председатель думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум. В заключении этого комитета отмечается, что введение акциза на прямогонный бензин «приведет к его удорожанию и утрате конкурентоспособности отечественной продукции нефтехимии не только на внешнем, но и на внутреннем рынке».

Главный инспектор отдела департамента природопользования правительства Москвы Юрий Кислов в беседе с «НИ» отметил, что введенные акцизы позволят снизить объемы производства фальшивого топлива. «По крайней мере, мы на это надеемся, – уточнил чиновник. – Сейчас прямогонный бензин вообще налогом не облагается. Он дешевый, и очень выгодно с помощью всяких ядовитых присадок доводить его до приемлемых параметров и продавать на бензоколонках с большой прибылью».

По мнению г-на Кислова, успех в борьбе с фальшивым топливом будет целиком и полностью зависеть от величины акциза: насколько выгодно будет в новых условиях производить подделки. «Если акциз будет низким, то издержки по изготовлению фальшивого бензина также останутся низкими, что позволит подпольным бензиновым бутлегерам с большой выгодой продавать свой товар», – считает специалист. Повышенный акциз, по его мнению, выбьет из-под ног изготовителей поддельного бензина экономическую основу, и производство горючей мешанины потеряет всякий смысл.

Вместе с тем одних законодательных мер явно недостаточно. В принципе должна проводиться постоянная комплексная работа как со стороны властей, так и со стороны правоохранительных органов. «Я не думаю, что какая-то разовая, громкая акция МВД наскоком ликвидирует производство фальшивого горючего», – говорит г-н Кислов.



Случалось ли вам заправляться фальшивым бензином и надо ли, на ваш взгляд, ужесточать наказание махинаторам?

Елена ДРАПЕКО, зампред комитета Госдумы по культуре:
– Да, были подобные случаи, но много лет назад. Сейчас у меня служебный автомобиль, так что подобные проблемы приходится решать водителям. Увеличить срок максимального наказания однозначно необходимо, однако самое главное – создать условия неотвратимости подобного наказания.

Валерий ДРАГАНОВ, председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму:
– Да, такое случалось очень часто. В последнее время, правда, реже. Если полагать, что ответственность станет панацеей от этой беды, то увеличить наказание необходимо как минимум вдвое, чтобы уж совсем было страшно. Однако первопричина этой «болезни» – монополизм. А там, где монополизм, всегда воровство. Суровое наказание действует лишь в условиях либерального рынка.

Дмитрий ЯНИН, президент Конфедерации обществ потребителей (КонфОП):
– Да, случалось. А увеличивать срок – не метод: 2 года, 3 – это все дело вкуса депутатов, можно ввести и 10, однако ситуации это не изменит. Вопрос не в мере ответственности, а в привлечении к ней.

Валерий ТОДОРОВСКИЙ, кинорежиссер:
– Нет, подобного не случалось. Ужесточение наказания с 2 до 3 лет, думаю, ситуацию не спасет, а какую меру ответственности избрать – решать не мне.

"