Posted 11 апреля 2007,, 20:00

Published 11 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:41

Updated 8 марта, 08:41

Суверенная бюрократия

Суверенная бюрократия

11 апреля 2007, 20:00
Страна стоит на пороге очередной бюрократической реорганизации. В правительстве зреет план возрождения Министерства рыбного хозяйства, в парламенте – разделения Минздравсоцразвития на два самостоятельных ведомства. Между тем, в этом году исполняется 10 лет первой российской Концепции административной реформы, а с начал

Административная реформа рождалась долго и в муках. Целями на 2006 – 2008 годы провозглашались: «повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти». Главными результатами, как сказано на сайте МЭРТ, должны стать «рост удовлетворенности граждан качеством государственных услуг, снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров». А основное средство – сокращение государственного аппарата во всех звеньях управления.

Под высокие цели выделены были и немалые деньги – 470 млн. руб. на 2006 год. Правда, по наблюдениям независимых экспертов, рост чиновничьего аппарата это не остановило. В Минэкономразвития, отвечающем за реализацию реформы, с такими оценками категорически не согласны. Как сообщил «НИ» начальник отдела административной реформы департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Максим Паршин, рост бюрократического аппарата в РФ – иллюзия.

«Сегодня в России около 1,2 млн. чиновников всех уровней и 22,5 тыс. – федерального уровня, что значительно меньше, чем США в пропорции к численности населения. Общее число чиновников в РФ не меняется – мы и Минфин за этим четко следим, поскольку от этого зависит объем государственного финансирования. Даже если появятся какие-то новые министерства или ведомства, это будет сделано за счет реорганизации, и число чиновников от этого не изменится», – отметил г-н Паршин. При этом он подчеркнул, что если есть какие-то сомнения по поводу данных МЭРТ, нам следует обратиться в Росстат, который ведет статистический анализ численности госслужащих.

В Росстате нашему вопросу, больше или меньше стало в стране бюрократии, крайне удивились. «Как можно не заметить, что растет число чиновников, если у нас чуть ли не каждый день появляются новые ведомства и департаменты», – с недоумением отметила замначальника управления статистики труда, образования, науки и культуры Росстата Лидия Белоконная. По данным ведомства, общее число работников на государственных должностях и должностях гражданской службы в органах госвласти возросло с неприятной цифры 666 тыс. в 2003 году до 751 тыс. в 2006 году. Для сравнения: в 1999 году число таких служащих составляло лишь 485 тыс.

Чем больше чиновников, тем круче они «берут» – конкуренция. По данным Московского бюро по правам человека, в 2006 году рынок деловой коррупции в России превзошел доходы федерального бюджета в 2,6 раза. При этом 53% россиян признают, что у них есть личный опыт дачи взяток для решения своих проблем, а 19% делают это часто. Среди сфер, в наибольшей мере пораженных коррупцией, граждане называют местные органы власти (31%), ГАИ (30%) и милицию (22%). А по данным фонда «Индем», в среднем за год около 20 млн. из тех россиян, у кого нет средств на платное медицинское обслуживание, отказываются и от бесплатного лечения, потому что у них нет денег на взятки медработникам.

То, чего не замечают власти, отлично понимает бизнес, который чувствует власть бюрократов на себе. По мнению вице-президента «ОПОРы России» Владислава Корочкина, административная реформа еще толком не начиналась, а уровень коррупции лишь растет. Правда, сегодня межведомственная комиссия по административной реформе, привлекая бизнес и независимых экспертов, разрабатывает новые регламенты, призванные четко определить полномочия чиновников в самых разных сферах, максимально сузив так называемую «область административного усмотрения». Уже в этом году должны быть приняты более 300 таких регламентов.

Пока же радоваться нечему, разве что совершенствованию методики вымогательства. «Сегодня чиновники уже уходят от того, чтобы напрямую брать взятки, чаще они придумывают административные барьеры и аффилированные с ними частные структуры, – пояснил «НИ» г-н Корочкин. – Например, сейчас действует 30-дневный карантин для сельскохозяйственной продукции, и если вы хотите, скажем, привезти в Москву на продажу яблоки, вы просто не можете столько ждать – они сгниют или просто станут не нужны клиенту. А чтобы сократить этот срок, вам придется обращаться в специально определенные чиновниками частные структуры, которые возьмут с вас за это деньги. Вот такую форму взяточничества и можно искоренить посредством создания новых административных регламентов и стандартов».

«Нельзя сказать, что административная реформа не работает вовсе, просто отдача от нее крайне медленная, – рассказала «НИ» директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. – По закону только к январю этого года должны были быть разработаны планы по противодействию коррупции, а ожидать результатов можно только через 3–4 года. Сегодня, по нашим наблюдениям, общее число чиновников в России уже перестает расти, но для того, чтобы оно начало снижаться, нужна политическая воля. Впрочем, этот год – предвыборный, поэтому мы обязательно станем свидетелями показных антикоррупционных скандалов: «Единая Россия» будет разоблачать «Справедливую» и наоборот. Это, конечно, мало повлияет на общее состояние коррупции, но в значительной степени вскроет замкнутое информационное пространство – взаимные обвинения позволят россиянам осознать истинное состояние дел в стране».

С властных трибун нас нередко убеждают в том, что борьба с коррупцией – дело всенародное. Призывов этих никто не слышит, и специалисты объясняют, почему. Как отмечает заведующий лаборатории институциональных проблем Института экономики переходного периода Константин Яновский, история знает лишь два способа одолеть разрастающуюся бюрократическую машину: либо тоталитарные репрессии, либо давление возмущенных налогоплательщиков. Тоталитарной системы у нас пока, слава богу, нет, а самосознание налогоплательщиков находится под влиянием нефтедолларового потока. «Люди начинают давить на чиновников тогда, когда государственные расходы определяются их трудовыми налогами. А когда государство существует за счет нефтяной ренты, общество относится к расходам как к подарку и, наоборот, с удовольствием участвует в разрастании бюрократического аппарата. Переломить эту тенденцию можно только двумя способами. Либо, что наиболее вероятно, кризис нефтяных цен сделает профессию госслужащего малопривлекательной. Либо общественное самосознание, наконец, дорастет до понимания, что нельзя жить бесконечно на нефтяные сверхдоходы»,– полагает эксперт.

Чиновников становится больше или меньше?

Владимир СОРОКИН, писатель:
– По моим личным ощущениям, количество чиновников в России выросло. Этому есть объяснение: мир усложнился за последнее время, вот и возникло больше постов. Мне, к счастью, с ними не приходится сталкиваться, а если приходится, то редко. Я же не рабочий человек в социальном понимании, я работаю дома с бумагой.

Антон КОМОЛОВ, телеведущий:
– Я вообще-то не отслеживаю поголовье чиновников, но даже по официальной статистике их стало больше, если я не ошибаюсь. Сталкиваюсь я с ними не часто. Хотя если считать гаишников чиновниками, то, помню, в прошлом году столкнулся с ними напрямую. Чем меньше в жизни чиновников, тем лучше для здоровья и душевного равновесия, потому что очень часто встреча с ними заканчивается большой тратой денег и времени.

Любовь КАЗАРНОВСКАЯ, певица:
– Количество чиновников увеличилось, причем намного. И это может почувствовать любой человек при решении даже незначительного вопроса. Даже когда дело решается положительно, приходится преодолевать всяческие бюрократические препоны, наталкиваешься на многомиллионную армию чиновников. Я не стану приводить конкретные примеры, не хочу называть имена, но это, конечно, кошмар!

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ, писатель:
– Я знаю точно, что количество чиновников растет. Особенно выросло количество силовиков. В самых неожиданных местах обнаруживаются генералы. Мы в большей степени страна чиновников, чем рабочих и крестьян. Моя жизнь протекает наиболее благополучно до того момента, пока я не имею дела с государственными служащими. Но как только нужна справка либо помощь милиции или медработников, начинается катастрофа. Поэтому я стараюсь строить свою жизнь так, чтобы не иметь никаких отношений с государством.

Опрос провела Наталья КУКЛИНА


Чиновник в Израиле – дорогой товар

Как и в любой стране с высоким уровнем социалистического хозяйствования, израильское чиновничество приобрело самодостаточную силу, которая действует явно не только в интересах общества. Высококвалифицированные управленцы, которые и составляют основной корпус государственной бюрократии, научились манипулировать общественным сознанием, маскировать свои личные цели, выдавая их за «интересы трудового народа». Армия чиновников в стране практически не сокращается.

Во многом это связано с тем, что в Израиле совсем непросто уволить работника, который трудится в госструктурах. Если он не нарушал производственную дисциплину, государство обязано выплатить ему «пициум», что в переводе с иврита означает «отступные». Их размер определяется суммой, которую человек получает, отправляясь в месячный отпуск, помноженной на все годы его работы в том или ином учреждении. Иногда сумма таких выплат достигает сотен тысяч шекелей, и работодателю просто выгоднее подождать, пока претендент на увольнение уйдет на пенсию.

Такие гарантии дорого обходятся простым израильтянам. По данным Объединения строительных подрядчиков Израиля, бюрократические проволочки в отделах планирования приводят к повышению стоимости строительства, и это сказывается на покупателях. В среднем приобретатели жилья в Тель-Авиве вынуждены переплачивать 125 тыс. шекелей (около 30 тыс. долларов), то есть 11% от реальной стоимости квартиры, только из-за бюрократических задержек. При этом речь идет не о взятках, а об официальной оплате услуг различных чиновников. Израильский подрядчик, покупающий участок земли под застройку, иногда вынужден ждать до 10 лет, пока будут оформлены все документы и завершена стадия планирования. С учетом того, что ежегодно инвестиции растут на 4,5%, стоимость участка за пять лет увеличивается на 25%, а за десять – на 50%.

Валентин БОЙНИК, Иерусалим


В бюрократы – по конкурсу

В Бельгии, где даже охрана европейских учреждений и НАТО поручена частным предприятиям, а средствами социального страхования распоряжаются негосударственные больничные кассы, чиновников на душу населения явно меньше, чем во Франции, где роль госслужбы традиционно велика. Государство там самый крупный работодатель. Неслучайно в программах основных кандидатов на президентский пост реформа государственной службы занимает одно из первых мест. «Нельзя считать нормальным, что во Франции самая громоздкая система сбора налогов, – восклицает кандидат Франсуа Байру. – Я хочу платить налоги, чтобы они шли на пользу обществу, но мне кажется парадоксальным платить налоги, чтобы содержать сборщиков налогов».

Во Франции, как и в Бельгии, каждый год министерства, ведомства, региональные и местные органы власти проводят конкурсы на замещение управленческих должностей. Естественно, тех, которые не замещаются в процессе внутреннего карьерного роста. Подал требуемые документы, прошел собеседование и, если превзошел конкурентов, занимай соответствующий стол.

Особая статья – европейские чиновники. Это в чистом виде бюрократический аппарат. Он тоже формируется в основном по конкурсному набору. Массовые экзамены в огромных залах, на которые выстраиваются длинные очереди желающих получить путевку в Брюссель, проводятся периодически в крупных европейских городах. Ни в одной из европейских столиц нет такого количества чиновников, как в бельгийской. Их недолюбливают, им завидуют, ими мечтают стать. Манят высокие оклады и льготы.

Конечно, на должность председателя Еврокомиссии с его 22 тыс. евро в месяц надо пройти конкурс, комиссия которого состоит из глав государств и правительств. Но и чиновничьи места пониже оплачиваются неплохо: руководитель департамента – 8 тыс., сотрудник пресс-службы – от 5 до 6, ассистент – от 4 до 6 тыс. евро. За последние два десятка лет армия еврократов стремительно растет, а «европейский квартал» в районе площади Шумана на глазах преображается. Эти процессы идут параллельно с расширением ЕС.

Первая большая волна пополнения еврократии, которая потрясла бельгийцев резким взлетом цен на недвижимость, относится к середине 80-х, когда в ЕС вступили Греция, Испания и Португалия. В 90-х приехали чиновники из Австрии, Швеции и Финляндии. Но настоящий бум произошел после 2004 года, когда «влились» страны Центральной и Восточной Европы. Более того, союзному центру переходит все больше функций и полномочий от национальных государств, и это тоже причина роста брюссельского аппарата. Правительство Брюссельского столичного региона, агломерации с 1 млн. жителей, рассчитывает, что к 2011 году число еврочиновников, не считая членов семей, достигнет 27 тыс.

Александр МИНЕЕВ, Брюссель

"