Posted 10 мая 2011,, 20:00

Published 10 мая 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:27

Updated 8 марта, 06:27

Пошлина не пошла

Пошлина не пошла

10 мая 2011, 20:00
Когда в некоторых регионах возник дефицит топлива, многим стало ясно: это обернется подорожанием бензина. Что и подтверждает сейчас официальная статистика. В конце апреля – начале мая темпы роста цен ускорились в девять раз. Независимые участники рынка утверждают: несмотря на ввод заградительных экспортных пошлин, этот

По данным Росстата, средние цены на бензин с 26 апреля по 3 мая выросли в 73 центрах субъектов РФ в среднем на 2,8% – до 24 руб. 32 коп. Наиболее существенно пострадали автомобилисты Курска, где цены подскочили сразу на 20% – до 28 руб. 92 коп. В Москве за это же время темпы подорожания топлива оказались выше среднероссийских – 3%. В Санкт-Петербурге рост составил 0,9%. Бензиновое ралли сразу подстегнуло инфляцию: в конце апреля – начале мая она ускорилась до 0,2% за неделю – впервые за последние без малого два месяца, отмечает статистическое ведомство.

Когда в конце апреля на заправках независимых сетей в целом ряде регионов пропал бензин, эксперты называли основной причиной привлекательность экспорта. Вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) вывозить нефтепродукты за границу стало выгоднее, чем продавать их внутри страны по более низким ценам, спущенным предписанием ФАС еще в феврале. Ситуация развивалась стремительно – «вторая волна» дефицита топлива спровоцировала рост цен на него. Премьер Владимир Путин на прошлой неделе обвинил НК в сговоре, подчеркнув, что «дело не в дефиците». ФАС и прокуроры начали расследования. Параллельно правительство повысило вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты, чтобы защитить внутренний рынок. Но и этот механизм не работает: цены на независимых АЗС либо ползут вверх, либо в окошках заправщиков появляются таблички «Бензина временно нет».

Специалисты отмечают: поставщики сами провоцируют отсутствие предложения нефтепродуктов в оптовом звене внутри страны. «Крупные ВИНКи продают за границу уже не бензин, а сырую нефть (в обход пошлины) и получают приличные доходы, что позволяет им держать демпинговые цены на собственных сетевых АЗС. При этом на биржу нефтепродукты они не поставляют, а если и поставляют, то дороже, чем продают у себя на АЗС», – рассказал «НИ» исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. По его словам, вчера при заявках на 1,5 млн. тонн через биржу была продана только пятая часть от запрашиваемой. Дефицит предложения очень остро ощущается в Тюмени, Воронеже. В Бурятии, по данным РТС, запасов топлива осталось на 10 суток. «Цены на бирже такие, что для выживания независимым АЗС нужно продавать бензин в розницу минимум по 30 руб. за литр, а то и выше. А ВИНКи сейчас «у себя» реализуют 92-й бензин по 24 руб. Есть, конечно, независимые заправки, которые торгуют себе в убыток, но долго они не смогут. Через неделю-другую закроются или перепишут ценники, – уверен г-н Сергиенко. – Срочно нужна внятная политика со стороны регулирующих органов: цены на нефтепродукты должны в России расти естественным образом, как во всем мире. В противном случае коллапс будет продолжаться независимо от пошлин».

Такого же мнения и первый вице-президент Московской топливной ассоциации Алексей Небольсин, который считает, что как минимум до начала июня цены будут только расти. Если же конкуренты из ВИНК успеют «задавить» независимых торговцев топливом, то ситуация еще больше усугубится: 5–6 монополистов, которые скупят независимые активы, не преминут поднять цены на своих АЗС, и автомобилисты все равно останутся в проигрыше. «Диссонанс оптово-розничных цен к добру не приведет, – заявил он «НИ». – Мы призываем ФАС как можно скорее разобраться с ситуацией, когда ВИНК применяет двойные ценовые стандарты. Не может в рознице их бензин стоить дешевле, чем в опте на бирже! А в Москве опта вообще нет. Как такое возможно? Топливо можно купить и на свободном рынке, но там оно уже на 6–7 руб. дороже, что сразу ставит независимых реализаторов в худшие условия. Нужно либо «заворачивать рукава» на топливно-раздаточных колонках, либо поднимать цены в рознице. В обоих случаях клиенты проедут мимо. И заправку вскоре придется продать. А вертикальные компании того и ждут». По мнению экспертов, для сохранения баланса на столичном рынке топлива нужно немедленно обязать ВИНК вернуться на оптовый рынок и вменить им определенные квоты продаж.

Что касается российского рынка в целом, то тут наряду с заградительными пошлинами и организацией конкурентного опта специалисты советуют возвращать и квоты на вывоз нефтепродуктов, чтобы НК перестали оголять внутренний рынок, создавать ажиотаж и недоумение у потребителей: как в нефтедобывающей стране может быть дефицит такого дорогого топлива?

"