Posted 9 сентября 2003,, 20:00

Published 9 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Продавцы воздуха

Продавцы воздуха

9 сентября 2003, 20:00
Россия готова ратифицировать Киотский протокол

Вчера заместитель министра экономического развития и торговли Мухамед Циканов заявил, что России необходимо ратифицировать Киотский протокол. Возможно, правительство примет такое решение, поскольку экономического ущерба стране это не принесет, зато политические выгоды очевидны.

Киотский протокол – это соглашение между ведущими странами мира по ограничению объемов выброса в атмосферу парниковых газов. Российское правительство размышляет, стоит ли ему ратифицировать Киотский протокол, уже семь лет – с момента подписания соглашения в 1997 году. Главной задачей протокола было ограничить выбросы парниковых газов, вызывающих глобальное потепление. Соглашение предусматривало, что к 2008 году страны, ратифицировавшие документ, должны сократить выбросы газов до уровня 1990 года. На конференциях по реализации положений протокола, которые проходят ежегодно, было решено, что страны, не способные выполнить это требование, смогут купить квоты на выброс у других стран или получить их с помощью инвестиций в зарубежные проекты, ограничивающие выбросы газов.

Между тем судьба протокола под вопросом. В 2001 году, например, свою подпись под ним отозвали США, предприятия которых загрязняют треть воздушного мирового пространства. Поэтому судьба документа во многом зависит от России, чей «вклад» в выброс парниковых газов составляет 17% от общемирового уровня. Россию пытается подтолкнуть к «правильному» решению Европейский Союз. И ради того, чтобы простимулировать правительство РФ, ЕС готов даже идти на уступки по другим вопросам. Пока точно не известно, по каким именно. Однако можно догадаться, что речь, скорее всего, идет о снижении встречных требований в переговорном процессе по ВТО. К тому же ЕС в случае присоединения России к Киотскому протоколу готов оказать конкретную материальную помощь. Вчера об этом заявил замглавы представительства Евросоюза в России Винсент Пикет. По его словам, ЕС готов выделить России на эти цели 11 млн. евро. А по мере того, как наша страна будет продвигаться к соглашению, эта сумма может быть увеличена.

Вчера заместитель министра экономического развития и торговли (МЭРТ) Мухамед Циканов, выступая на конференции «Киотский протокол: экономические последствия ратификации для России», заявил, что его министерство направило в правительство заключение, в котором предложило все-таки ратифицировать протокол. МЭРТ считает, что подписание договора позволит нашей стране торговать квотами и получать за это деньги.

Впрочем, тот же МЭРТ недавно подготовил для правительства доклад «Проблемы изменения климата». В нем перспективы торговли «чистым воздухом» оцениваются как весьма туманные. В докладе говорится, что избыток парникового газа (разница между объемами текущих выбросов и российской квотой) составляет 3 млрд. тонн в год, в то время как иностранные покупатели готовы покупать всего 300 млн. тонн. Неизвестно, и по какой цене продавать «воздух», ведь никто еще не продавал такой товар. Россия предлагает начать торг с 200 долларов за тонну. Именно столько, по словам Циканова, стоит на Западе модернизация производства для снижения выбросов парниковых газов. Но вряд ли такая высокая цена устроит наших европейских партнеров: выгоднее один раз вложиться в очистные сооружения и энергосберегающие технологии, чем каждый год платить России за квоту. Под вопросом и экологические преимущества протокола. Глава Росгидромета Александр Бедрицкий вчера прямо заявил, что «специалисты и ученые РАН, занимающиеся изучением изменения климата, считают, что вступление в действие Киотского протокола на первых порах не приведет к существенному сокращению парниковых газов».

Правда, некоторые крупные российские компании и федеральные министерства относятся к Киотскому протоколу с большим воодушевлением. Например, члены некоммерческого партнерства «Национальное углеродное соглашение» (НУС) – «Русал» и «Евразхолдинг» – уверены, что присоединение России к соглашению даст возможность российскому бизнесу привлечь инвестиции в обмен на временную передачу зарубежным компаниям квот на выброс газов. Бизнес поддерживает Министерство энергетики, которое считает, что торговля квотами поможет выручить дополнительные средства и направить их на модернизацию неэффективной энергетической системы.

Последнее слово традиционно остается за правительством. А оно, взвешивая все плюсы и минусы присоединения к Киотскому протоколу, наверняка будет исходить из принципа «не навреди». Ясно, что подписание соглашения особого вреда экономике не нанесет. Однако очевидно и другое: баснословных прибылей от присоединения к протоколу тоже ждать не стоит. Зато налицо политические выгоды. Их сформулировал вчера, как ни странно, глава Росгидромета Александр Бедрицкий. «Киотский протокол – это первый шаг, который необходимо сделать мировому сообществу для борьбы с парниковым эффектом, и Россия не должна остаться на обочине глобального процесса, как это произошло в случае с ВТО», – заявил он.

"