Posted 9 февраля 2004,, 21:00

Published 9 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Во всем виноват доллар

9 февраля 2004, 21:00
Организация стран – экспортеров нефти, по-видимому, не собирается повышать квоты на производство «черного золота» по итогам своего февральского саммита. Вчера министры энергетики Саудовской Аравии и Катара заявили, что к такому решению их подталкивает обесценивание курса американской валюты: ведь падение доллара оборач

На саммит ОПЕК, который должен состояться в Алжире 10 февраля, страны-импортеры возлагали много надежд. Еще в январе по рынкам поползли слухи, что картель, контролирующий до 40% мировой нефтедобычи, поддастся на просьбы стран-импортеров и повысит, наконец, квоты на производство и экспорт «черного золота». Эксперты американских нефтяных компаний подчеркивали, что такое решение не просто желательно, а необходимо, потому что в США обостряется «нефтяной голод»: запасы в американских нефтехранилищах в первый месяц нового года упали до минимальных отметок за последние пять лет. А котировки фьючерсов на поставки нефти, напротив, поднялись до 33–34 долларов за баррель, что стало рекордным показателем с начала второй войны в Персидском заливе в марте прошлого года.

Однако надеждам на то, что ОПЕК пожалеет импортеров, похоже, не суждено сбыться. Вчера главы энергетических ведомств Саудовской Аравии и Катара заявили, что по итогам февральского саммита ситуация на мировых товарных рынках вряд ли изменится. И тут же поспешили объяснить, что ОПЕК отказывается повышать квоты на производство нефти не из «жадности», а потому, что у картеля нет иного выхода. «Падение курса доллара приводит к сокращению доходов стран-экспортеров, – пожаловались министры. – Особенно сильно девальвация американской валюты сказывается на динамике цен на «черное золото» на европейских и азиатских рынках».

Импортеров, по вполне объяснимым причинам, такая постановка вопроса не устраивает. Они подчеркивают, что связь между падением доллара и высокими ценами на нефть прямо противоположная: позиции американской валюты пошатнулись потому, что США уже три года подряд приходится тратить слишком много денег на импорт сырой нефти и нефтепродуктов. А по мнению аналитика британской инвестиционной компании Bache International Кристофера Беллью, ОПЕК лукавит не только в этом вопросе. «Картель всегда был заинтересован в том, чтобы цены на «черное золото» были как можно выше: ведь для многих арабских государств, входящих в состав ОПЕК, продажа нефти – чуть ли не единственный источник для пополнения национальных бюджетов. Поэтому большинство из таких стран с недиверсифицированной экономикой существуют по принципу: набрать как можно больше денег, пока котировки нефтяных контрактов держатся на высоких уровнях, и «затянуть пояса» на период, когда цены на нефть будут низкими», – отметил эксперт. При этом, как подчеркивают аналитики, с годами ОПЕК все меньше прислушивается к просьбам импортеров, и поэтому вероятность того, что организация на февральском саммите все же пересмотрит свой режим квот в сторону увеличения, практически равна нулю.

Для России это означает одно: период высоких цен на нефть продлится по крайней мере еще несколько месяцев. Сейчас котировки контрактов на поставки российской нефти марки Urals уже превышают 30 долларов за баррель, что приводит к притоку в страну огромных валютных поступлений со стороны компаний-экспортеров. Власти страны уже не раз заявляли о том, что они предпочли бы таким чрезмерно высоким ценам на «черное золото» умеренные цены на уровне 23–25 долларов за баррель. Однако, по мнению экспертов, этой «российской мечте» вряд ли суждено быстро сбыться: гораздо более вероятно, что на смену периоду рекордных котировок нефтяных контрактов придет новый «обвал», как это было в 1998–1999 годах, когда цены на «черное золото» упали ниже отметки в 10 долларов за баррель. А это в свою очередь спровоцировало финансовые кризисы и в ряде арабских стран, и в России.

"