Posted 8 июня 2004,, 20:00

Published 8 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Бей своих, чтоб чужие боялись

Бей своих, чтоб чужие боялись

8 июня 2004, 20:00
Интересные события происходят в нашей стране. В принципе по конституции у нас все равны. Но, как показывает жизнь, кто-то оказывается все равно чуточку ровнее остальных. Даже в таком непростом деле, как утверждение в должности высших государственных чиновников.

Возьмем два примера из совсем недавней нашей истории. Так, например, при назначении Сергея Кириенко премьер-министром немало копий было сломано по поводу участия будущего премьера в одном из многочисленных семинаров секты сайентологов. Были и вопросы депутатов, и статьи в прессе. С трудом тогда нынешнему полпреду президента РФ в Приволжском округе удалось отбиться от обвинений в связях чуть ли не с американской разведкой. Хотя уже тогда было понятно, что предполагаемое участие в выездном семинаре явно не повод для отказа в праве на государственную службу.

А теперь рассмотрим другой пример. Утверждение в Думе заместителя председателя Центрального банка Андрея Козлова. Человека, уже бывшего, между прочим, в этой должности. Но вопросов депутатами было задано немало. Самый животрепещущий: «А что вы делали во время дефолта 1998 года»? Примечателен ответ будущего зампреда: «Я горжусь тем, что участвовал в создании рынка ГКО в 1992–1998 годах». Однако никто из депутатов не заинтересовался последним местом работы соискателя. А оно оказалось более чем интересным. А именно: американский «Добровольческий корпус по оказанию финансовых услуг», где банкир и бизнесмен трудился в «скромной» должности исполнительного директора.

Что же это за корпус такой? Строго говоря, это общественная организация, основанная в свое время бывшим госсекретарем США Сайрусом Вэнсом. Цель – содействие построению надежной финансовой инфраструктуры в странах, осуществляющих переход к рыночной экономике или переживающих экономический кризис. Финансируется он как частными лицами, так и американским правительством. То есть при официальном общественном статусе «Добровольческий корпус» получает деньги и от властей США. Но это не смутило депутатов, и господин Козлов снова вернулся на прежнее место работы – в Центробанк.

Интересно, что даже столь непродолжительное сотрудничество с американцами привело господина Козлова к неожиданным мыслям. А от мыслей этого заметного человека зависит многое. Особенно состояние российской банковской системы, которая росла вместе с карьерой Андрея Козлова. Напомним, что годы его руководства управлением и департаментом ценных бумаг, а позже пребывание в должности зампреда Центробанка пришлись на строительство пирамиды ГКО, ставшей причиной августовского кризиса 1998 года, когда доверие к банкам у россиян было подорвано на годы вперед. Здесь же вспомним и ответ господина Козлова на депутатский вопрос про ГКО.

Видимо, тогдашнему зампреду ЦБ действительно есть чем гордиться. Он создавал систему ГКО, и он же, по упорным слухам, кое-что поимел с организованной им самим пирамиды. Одно из федеральных изданий даже публиковало выдержки из специального отчета Генпрокуратуры, в котором утверждалось, что лично Андрей Козлов имел в нескольких коммерческих банках счета в рублях и долларах, на которые зачислялись средства, полученные от ГКО. Только в кризисном, 1998 году на его счета якобы поступило 42 тысячи долларов и более полумиллиарда рублей. Но слухи так и остались слухами, по другим слухам, это могла быть просто годовая заработная плата заместителя председателя Центробанка. Если, конечно, ничего не тратить.

А что день сегодняшний? Насколько Андрей Козлов может влиять на работу Центробанка? Ответ на этот вопрос можно получить, как ни странно, если рассмотреть две истории, случившиеся с двумя вполне успешными и надежными столичными банками уже в самое последнее время. Впервые за несколько лет в столице можно было увидеть толпы возбужденных вкладчиков, которые штурмовали офисы Содбизнесбанка. Заметим: до недавнего времени считавшегося стабильным и надежным финансовым учреждением.

Этот банк на момент отзыва лицензии имел более 70 тысяч клиентов, которые доверили ему около 75 миллионов долларов. Строго говоря, чисто банковских причин изъять лицензию у Центробанка не было. Официальным поводом послужила прошлогодняя темная криминальная история. Тогда в Набережных Челнах произошло несколько похожих по почерку похищений ведущих менеджеров КАМАЗа, выкуп за которых после нескольких банковских проводок был обналичен именно в Содбизнесбанке.

История, конечно же, банк не красила, но виновные в этом лица были из банка уволены. С осени прошлого года банк возглавили новые менеджеры, которые всеми силами пытались спасти его репутацию. Тем более что текущая деятельность Содбизнесбанка не прекращалась ни на день, и оттока вкладчиков удалось избежать. Более того, число вкладчиков за последние полгода выросло в 10 раз.

Чем руководствовался Андрей Козлов (а именно он отвечает в ЦБ за банковский надзор), когда решился на столь неожиданный шаг? Здесь сразу напрашивается сравнение с историей Bank of New-York, менеджеры которого были уличены в отмывании денег. Кто-то сел, кто-то согласился сотрудничать со следствием, но сам банк не приостанавливал свою деятельность ни на секунду. Что помешало Андрею Козлову проявить мудрость и не подвергать тысячи частных вкладчиков угрозе потери своих средств? Тем более что в России есть банки, убытки которых превышают активы в десятки раз.

Кстати, похожая история случилась с другим банком, Первым городским. Там все началось с исчезновения два года назад председателя правления. Год спустя появились уголовные дела по факту хищения денег клиентов, а уже в апреле этого года приказом Центробанка банк был оперативно ликвидирован. Еще тогда пресса обращала внимание на излишнюю торопливость ЦБ при ликвидации банка, в результате чего пострадали его немногочисленные вкладчики. Ситуация не получила скандальной огласки именно из-за малочисленности вкладчиков. В прессе был отмечен следующий факт: за месяц до введения временной администрации активы банка оценивались в полтора миллиарда рублей, в то же время средства вкладчиков не превышали 7,7 миллиона долларов. Не такие уж великие деньги, но и в этом случае были пикеты обманутых вкладчиков, хотя и не столь шумные. Все было бы иначе, если бы вопрос о компенсации был решен вовремя.

Интересный вопрос встает в связи с последними событиями: почему именно теперь была спровоцирована новая истерия по поводу средств обманутых вкладчиков, причем спровоцирована главным учреждением по надзору за коммерческими банками? И не слишком ли она напоминает недавние показательные аресты «оборотней в погонах», которые были призваны продемонстрировать накануне выборов, как власти борются с коррупцией.

Безусловно, все это можно воспринимать как неуклюжий самопиар Центробанка. И вот что наталкивает на такую мысль: как раз недавно его зампред пробил систему гарантирования вкладов населения, которая должна вступить в действие, но не раньше 2005 года. По мысли Козлова, решать, кто из банков примет участие в системе, а кого к ней не допустят, будет именно руководство Центробанка. А основной критерий – надежность – будут определять специальные комиссии того же самого Центробанка.

Строго говоря, участие в этом проекте не должно быть обязательным. Более того, оно предусматривает скорее заявительный характер. Это в теории, на практике же Андрей Козлов уже объявил, что банки, которые по какой-либо причине не подадут ходатайства, вскоре будут лишены лицензии. А для особо непонятливых и строптивых тут же последовал еще один намек – история с Содбизнесбанком. Ну а уж если и таких прозрачных намеков окажется недостаточно, то можно говорить открытым текстом. Так, по словам Андрея Козлова, очень скоро своих лицензий лишатся около 450 банков. Почему именно 450 банков и по какому принципу будут отбираться эти банки, неизвестно. Важнее другое: под удар поставлены, само собой, снова отечественные банки, которые с трудом оправились от последствий финансового кризиса 6-летней давности.

Реальная причина, можно предположить, не в борьбе «с», а борьба «за». Не с непрофессиональными или нечестными банковскими работниками, а за постоянно растущую клиентскую базу. За действительно лакомый кусок. Ведь только за последний год рынок частных вкладов в российские банки (а возможность работать с иностранными финансово-кредитными учреждениями у россиян пока невелика) вырос в разы, россияне толпами пошли в банки не только за потребительскими кредитами, но и снова стали доверять отечественным банкам. Таким образом, ЦБ на практике делает все возможное, чтобы россияне вновь засомневались в своих банках. А для чего? Версий может быть несколько, но одна из них лежит на поверхности: если активно проредить российские банки, то оставшиеся просто технически не смогут обслуживать постоянно растущий рынок. И тогда возникнет необходимость в варягах. Мы снова будем вынуждены их призвать. Вот только что станет тогда с российской банковской системой?

Но зачем все это нужно Центробанку? Скорее всего, сам Банк России здесь ни при чем. Ответ же можно, наверное, поискать в последнем месте работы российского гражданина Андрея Козлова.




Банкиры на грани нервного срыва

"