Posted 8 апреля 2013,, 20:00

Published 8 апреля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:11

Updated 8 марта, 05:11

«Б» упала, «И» пропала

«Б» упала, «И» пропала

8 апреля 2013, 20:00
Концепция стран БРИК больше не оправдывает себя – к такому выводу пришли аналитики компании Standard & Poors. Изначально страны, входящие в данную группу, были объединены показателями высокого темпа роста, а также большими надеждами на будущее их экономик. Однако теперь прогнозы оправдывает только Китай, а Россия, Инди

По мнению аналитиков S&P Себастьяна Бриоззо, Ким Энг Тан и Кая Штукенброка, теперь модель развития четырех экономик больше похожа на «Китай и БРИ», так как Китай опережает своих «соратников» по всем макроэкономическим показателям, а у стран не осталось ничего общего. Поэтому говорить о схожей экономической политике группы вообще нельзя. Напомним, что в 2001 году экономист Джим О’Нил из Goldman Sachs придумал аббревиатуру БРИК, чтобы указать на появление в мире нового центра экономического влияния помимо стран «большой семерки». В странах БРИК проживает 30–40% населения Земли, они занимают 25% суши. В 2011 году к БРИК присоединилась ЮАР, и аббревиатура стала звучать как БРИКС. Однако в S&P утверждают, что присоединять африканскую страну, в общем-то, не к чему.

Согласно прогнозам О’Нила, Бразилия и Россия в будущем должны были стать крупнейшими экспортерами сырья. Однако прогнозы не оправдываются. Так, в Австралии и Катаре получило развитие производство сжиженного газа, в США произошла сланцевая революция, а сама Россия недостаточно инвестирует в развитие добывающих отраслей, что не позволяет ей увеличить добычу и занять лидирующее место среди экспортеров сырья. «Первоначальная концепция БРИК, которая позволила объединить группу стран по принципу роста, всегда была только на бумаге, она никогда не была реализована», – согласилась с выводами S&P ведущий эксперт Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Наталья Волчкова.

Кризис 2008 года нанес российской экономике большие потери. Напомним, что тогда резко снизились цены на нефть, а ВВП РФ на душу населения упал на 25%. Сразу после кризиса темпы роста ВВП восстановились и были достаточно высокими, однако продолжалось это недолго – уже несколько лет наблюдается их замедление. Причем об этом говорят не только западные эксперты, но и представители российской власти. Так, по словам министра экономического развития Андрея Белоусова, рост ВВП за первый квартал 2013 года составил всего 1%, а по итогам 2013 года достигнет максимум 3,2%. «На самом деле в первой половине 2000-х у нас были одни факторы роста, в основном увеличение физических объемов экспорта, импортозамещение после девальвации 1998 года, затем начался рост цен на энергоресурсы, – сказал в разговоре с «НИ» заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников. – Последний бодрый темп роста – это был именно восстановительный рост после кризиса. Сейчас это все действовать перестало, и понятно, что для поддержания роста нужны инвестиции и повышение производительности труда. Но инвестиции подстегнуть не так-то просто из-за нестабильности мировой экономики, инвесторы осторожничают».

В то же время в Китае наблюдается устойчивая динамика роста ВВП на душу населения, отмечают аналитики. Ожидается, что в 2015 году этот показатель будет в 9 раз выше, чем в 2001 году, когда зародилась идея БРИК. В Индии сейчас наблюдается схожий рост ВВП, однако население страны растет гораздо быстрее, чем в Китае, где впервые за несколько десятков лет заговорили об отмене политики «одна семья – один ребенок» из-за ощутимого старения населения. В Индии же рождаемость стабильно высокая, а значит, ВВП на душу населения продолжит уменьшаться или, по крайней мере, оставаться прежним.

Главным же аутсайдером S&P называет Бразилию, которая не пожелала променять стабильность на высокие темпы роста. Ожидается, что после 2013 года по уровню ВВП на душу населения эту южноамериканскую страну обгонит даже Индия. Что касается фактического роста ВВП, то, по прогнозам экономистов, в будущем у Бразилии и России он будет примерно одинаковым – на уровне около 3% в год.

Аналитики предложили и рекомендации для экономик БРИК, которые призваны помочь тем вернуть себе былые темпы развития. Впрочем, оказалось, что Россию им порадовать особенно нечем. Если рост цен на сырье в мире не возобновится, то непонятно, что может стать новым источником развития экономики нашей страны, констатируют в S&P. По мнению экономистов, ранее проводимая правительством проциклическая бюджетная политика, способствовавшая росту экономики, утратила актуальность. Напомним, что до бюджетного кризиса 2008 года госрасходы страны выросли в 10 раз, а номинальный ВВП – в 8,5 раза. Теперь же ресурсы для подобного развития исчерпаны – в период кризиса правительство активно тратило накопленные деньги, а также впервые за много лет создало бюджетный дефицит. Поэтому необходимо искать другие методы стимулирования роста. В числе таких методов аналитики называют структурные реформы, которые необходимо провести в России: начать улучшать деловой климат, вести реальную борьбу с коррупцией. Только в этом случае рост российской экономики сможет достичь 5–6%. «Единственный источник роста в России – это улучшение делового климата, бизнес-администрирования, борьба с коррупцией и так далее, а за счет госрасходов экономика не может расти», – подтверждает Наталья Волчкова. Владимир Сальников добавляет, что для достижения высоких темпов роста нужны реформы, связанные прежде всего с улучшением правоприменения, снижением барьеров для инвесторов. «Простое наращивание даже госрасходов уже не очень поможет, тем более свободных денег для них уже нет. Поэтому рост в 3% – это оптимистичный ориентир для нас», – считает эксперт.

"