Posted 7 ноября 2005,, 21:00

Published 7 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Потолок – ледяной, дверь – скрипучая

Потолок – ледяной, дверь – скрипучая

7 ноября 2005, 21:00
Рост тарифов на услуги ЖКХ в России в 2006 году не должен превысить 15–20%, в очередной раз пообещал министр регионального развития Владимир Яковлев. Даже по официальным данным Росстата, с 1993 по 2005 год стоимость услуг этой отрасли, без которых никто из нас не в состоянии обойтись, выросла в 12 900 раз, а средняя з

В 2005 году средний рост тарифов на услуги ЖКХ по России составил 32,7%, а в некоторых регионах он достиг 40%. «Коммуналка» – один из главных «поставщиков» инфляции, с которой властям велел всячески бороться президент. Способ борьбы искали недолго: сначала глава Минэкономразвития Герман Греф сообщил, что до 15 декабря должен быть принят законопроект, согласно которому устанавливать лимит тарифов в ЖКХ сможет только федеральный центр. Цель – не допустить в начале следующего года резкого скачка цен на услуги отрасли. Предельные уровни тарифов должны быть определены правительством до 20 ноября. Министр регионального развития Владимир Яковлев огласил теперь величину этих уровней: 15–20%. Цифры, вообще-то, не новые – они уже назывались ранее руководством Росстроя. Новое в том, что МЭРТ предлагает отказаться от регулирования тарифов в регионах, где проводится реструктуризация предприятий ЖКХ и создается конкурентная среда, в частности в Москве. Это означает, что у жителей столицы появляется потенциальная возможность получить удорожание «коммуналки» на уровне выше федерального.

Одновременно с заморозкой тарифов чиновники обещают оздоровить отрасль. По данным Владимира Яковлева, размер кредиторской задолженности предприятий ЖКХ превысил 300 млрд. руб., и около 53% их доходов отвлекаются на обслуживание долгов. Для разрешения проблемы Минрегионразвития и Минфин намерены в ноябре внести в правительство законопроект «О финансовом оздоровлении предприятий и организаций ЖКХ», предполагающий реструктуризацию накопленного долга и полное или частичное списание пеней и штрафов. Яковлев также сообщил, что законопроект предполагает создание условий для привлечения в сферу ЖКХ малого и среднего бизнеса.

Независимые эксперты полагают, что в данном случае формула «и волки сыты, и овцы целы» не сработает, а благое, на первый взгляд, намерение властей остановить темпы роста тарифов обернется еще большими проблемами для населения. «Заморозка тарифов приведет к понижению качества предоставляемых услуг, – рассказал «Новым Известиям» руководитель сектора развития конкурентных отношений Института экономики города Владилен Прокофьев. – Участятся аварии и перебои в обеспечении теплом, газом и электричеством». Что же касается привлечения в сферу ЖКХ малого и среднего бизнеса, то, по мнению эксперта, регулирование роста тарифов не только отпугнет потенциальных инвесторов, но и заставит уйти из отрасли старых. «Инвестиции – это не спонсорская помощь, – поясняет специалист. – Если у инвестора не будет гарантий, что деньги к нему вернутся – а при заморозке роста тарифов они не вернутся, – то он не станет жертвовать ими».

Опрошенные «НИ» эксперты полагают, что к снижению цен приведет, хотя и не сразу, прозрачность тарифов и расходов предприятий ЖКХ. «Процесс тарифообразования должен стать доступным, – заявил «НИ» глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик. – Должен быть пункт в законе, в соответствии с которым любой гражданин имеет право в определенный период времени прийти и ознакомиться с сеткой тарифов. Он может задать вопрос, и ему обязаны ответить, аргументировать, почему та или иная затрата включена в этот тариф. Если человека не устраивает, то он может ее исключить. Более прозрачной процедуры я не знаю».

Владилен Прокофьев добавляет, что прозрачность тарифов повысит эффективность расходов и качество услуг. «Если же заморозить рост тарифов сейчас, то после окончания действия заморозки он будет значительно большим, чем сегодняшние 30%», – предостерегает эксперт. Опасения г-на Прокофьева разделяет президент Фонда «Коммунальная культура жизни» Андрей Щавелев. «Решать финансовые проблемы можно и нужно не только за счет платежей населения, но и за счет снижения издержек, внедрения энергосберегающих технологий, привлечения в отрасль частного капитала, выделения бюджетных средств на поддержание и развитие коммунальной инфраструктуры», – убежден эксперт.

«Для решения проблемы нужна методика долгосрочного регулирования, – рассказал «НИ» член коллегии Министерства регионального развития Сергей Яшечкин. – Без этого эффективность финансирования коммунальной структуры будет непрерывно снижаться. Вместо того чтобы делать плановые и дешевые ремонты оборудования, мы будем реагировать аварийными затратами, которых будет все больше, больше и больше. Сейчас мы все более дорого платим за ухудшающиеся услуги. Из этой петли можно выйти, только установив взаимосвязь между качеством услуги и ее ценой, а не просто декларировать, что «вам будет хорошо».

Если говорить о том, как обстоят дела в регионах, то относительно Москвы у специалистов меньше всего опасений. Никто из экспертов «шоковой терапии» в столице не прогнозирует, поскольку мегаполис намерен осуществлять переход на 100-процентную оплату жилья москвичами не ранее 2008 года. В других субъектах РФ перспективы иные.

Жители Санкт-Петербурга обещаниям федерального правительства не повышать тарифы в «коммуналке» больше, чем на 15–20%, и рады бы верить, да личный опыт не позволяет, сообщают корреспонденты «НИ» Мария Селезнева и Ксения Сологуб. Уж если цена в отрасли поднимается, то минимум на четверть. По оценкам экономистов, сейчас горожане в среднем оплачивают 85–90% от общей стоимости предоставляемых услуг. Намеченная на следующий год коммунальная реформа предполагает 100-процентную оплату, а это автоматически влечет за собой повышение цен минимум на 15%. Однако заявления губернатора Валентины Матвиенко о том, что выполнение всех условий этой реформы и соблюдение ее графика – задача сложная, требующая не только затрат людских усилий, но и финансов, дают основания полагать, что этим дело не окончится. Тем более что печальный опыт в городе уже есть.

С 1 июля 2005 года в Питере поднялась плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов. Причем, согласно заявлению Смольного, повышение должно было составить 5,5%, а на деле это обернулось почти 25-процентным подорожанием. В итоге чистота подъезда вместо 7,05 рубля за метр горожанам стала обходиться в 8,78 руб. Многих петербуржцев смущает, что закон, увеличивающий тарифы на услуги ЖКХ, принят без внесения изменений в городской бюджет, и дополнительные средства в размере 3,5 млрд. руб., собранные с граждан, не учитываются ни в доходной, ни в расходной его частях. Это не позволяет установить контроль за расходованием средств. Кроме того, внушает подозрения и полнота экспертизы, проведенной при подготовке решения о повышении тарифов. Инициативные горожане (например, депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев) готовят судебные иски, оспаривающие вводимые новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

По нынешним уверениям властей, рост тарифов в Свердловской области не превысит инфляцию и с 1 января 2006 года составит в среднем 10%, сообщила «НИ» из Екатеринбурга Валентина Кузнецова. Между тем еще весной этого года глава региональной энергокомиссии Николай Подкопай обещал журналистам, что цены в отрасли поднимутся минимум на 30–40%, и отказывался называть конкретные цифры – чтобы «не пугать население». Главная составляющая роста, по словам чиновника, – инвестиционные надбавки к тарифам ЖКХ. Правительство РФ обещало в свое время, что в 2006 году главы муниципальных образований получат право вводить эти надбавки самостоятельно с учетом производственных и инвестиционных программ, утверждаемых муниципалитетом. То есть даже если человек уже оплачивает 100% предоставляемых коммунальщиками услуг, всегда найдется повод поднять тариф дополнительно. Местные эксперты полагают, что населению придется оплачивать из своего кармана строительство очистных сооружений в городе, ремонт сетей и котельных и прочие мероприятия.

В Саратовской области, по сообщению нашего корреспондента Константина Фомичева, пока известен лишь федеральный стандарт предельной стоимости коммунальных услуг, установленный федеральной властью на 2006 год. Он составляет 42,8 руб., и на его основании местные законодатели будут устанавливать стандарты тарифов индивидуально для каждого муниципального образования. Но то, что услуги должны значительно подорожать, видно уже из того, что федеральный стандарт 2005 года был равен 27,6 руб. В самом Саратове ситуация усугубляется тем, что областная прокуратура опротестовала установленные муниципалитетом на 2005 год тарифы на горячую и холодную воду, отопление и канализацию. Правоохранители считают, что весь год саратовцы переплачивали коммунальщикам, и настаивают на включении «лишних» сумм в тарифы следующего года. В мэрии с этим не согласны и намерены привлечь к изучению проблемы собственных экспертов. Если городская Дума откажется принимать во внимание требования прокуроров, дело будет рассматриваться в суде и до окончательного решения заниматься расчетами тарифов гордепы не смогут.

В Воронежской области тоже обещают поднять тарифы в среднем на 15–20%, сообщает корреспондент «НИ» Роман Прытков. Однако уже ясно, что для некоторых районов региона повышение будет куда более существенным – на все 50%. На четверть возрастет и цена электричества. Кроме того, недавно выяснилось, что розничная цена газа увеличивается гораздо быстрее, чем оптовая. Начальник главного управления по государственному регулированию тарифов области Николай Решетов объяснил это тем, что в тариф закладываются затраты за газификацию. Горожане не понимают, почему они должны платить за других и возмущаются.



КАК ТАРИФЫ ЖКХ РЕГУЛИРУЮТ ЗА РУБЕЖОМ

Во многих странах с развитой экономикой местные органы управления регулируют цены на коммунальные услуги и продукцию отраслей общественного пользования. Это делается, потому что компании, предоставляющие коммунальные услуги, как правило, являются естественными монополистами на уровне отдельных населенных пунктов.

В США специальные комиссии штатов могут корректировать тарифы на продукцию, в том числе воду, электроэнергию и т.п., если норма прибыли компании превышает установленный уровень. В Германии местные органы управления также регулируют цены на коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным регионам. Во Франции государство регулирует цены на газ, электроэнергию и коммунальные услуги, пользуясь тем, что основные объекты ЖКХ находятся в муниципальной собственности, а частный бизнес лишь управляет ими на условиях долгосрочных договоров аренды и сопутствующих инвестиционных соглашений. В Японии вопросами ценообразования и, в частности, контролем за тарифами на коммунальные услуги и на цены в энергетической отрасли занимается специальный правительственный орган – Бюро по ценам.

"