Posted 7 апреля 2010,, 20:00

Published 7 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:10

Updated 8 марта, 07:10

Контрольный замер

7 апреля 2010, 20:00
В будущем году России предстоит пройти проверку на соответствие международным стандартам финансового регулирования и надзора в рамках G20, сообщил вчера замминистра финансов Дмитрий Панкин. По его словам, если будет обнаружено отклонение от стандартов, нас сначала вежливо попросят устранить недостатки, а если мы этого

Как объяснил г-н Панкин, Россия будет проверяться на предмет того, какие внутренние стандарты используют российские компании, как построена система надзора по всем направлениям финансовой деятельности и соответствует ли она международным стандартам. «В этом году есть партия стран-волонтеров, которые будут проверяться, мы стоим по графику в 2011 году», – сказал он. Чиновник также сообщил, что России придется заниматься доработкой системы финансового регулирования и надзора, а это, по сути, означает, что полного соответствия всем международным нормам у нас нет.

К сожалению, замминистра не уточнил, какие элементы нашей системы нуждаются в доработке. Но, как говорят эксперты, проблема в рамках G20 распадается на две темы: регулирование и надзор с целью снижения системных рисков и повышение прозрачности финансовых операций для борьбы с укрывательством доходов от налогообложения. В той или иной мере отклонения у нас есть по обоим направлениям.

«Есть такие вещи, которые в мире не регулируются, а регулируются у нас, – пояснил «НИ» директор Банковского института Василий Солодков. – Например, обменный курс». Кроме того, по словам эксперта, мы до сих пор не перешли на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). «У нас своя отчетность, у них своя. Международные стандарты аудита мы формально приняли, но, учитывая, что у нас другая отчетность, сопоставлять что-то и здесь крайне сложно», – заметил специалист. Это несоответствие усложняет жизнь в первую очередь нам самим, поскольку приходится делать дважды одну и ту же работу: сначала считать по своим стандартам, потом пересчитывать по международным. А пересчет необходим, чтобы можно было провести сопоставление. Инвестор должен понимать, куда он вкладывает деньги.

А вот член комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев полагает, что тема финансового регулирования и надзора, поднятая замминистра, затрагивает в большей степени вопрос борьбы с «грязными» деньгами. «В 2002 году мы попали в «черный список» ФАТФ (международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями), куда включаются страны, которые не следят за порядком на своих финансовых рынках, не контролируют процедуры отмывания «грязных» денег, – рассказал «НИ» депутат. – Тогда нас побудили принять закон о борьбе с «грязными» деньгами, который, на мой взгляд, был даже излишне жестким. Нас вычеркнули из «черного списка», и сейчас мы полноправные члены этой организации. В феврале 2008 года была очередная проверка ФАТФ, и нас похвалили за то, что мы наладили контроль за легальными потоками денег, которые проходят через банки, но пожурили за то, что мы не контролируем платежные системы, которые они назвали альтернативными, – это терминалы, электронные деньги. Нам дали срок на то, чтобы либо уничтожить эти альтернативные системы платежей, либо легализовать их. Но мы приняли закон, который, по сути, легализует небанковские организации, осуществляющие банковские операции. Мы должны отчитаться перед ФАТФ летом этого года, и я боюсь, что нам придется плохо».

Руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев считает, что все же ситуация с отмыванием денег у нас более благополучная, чем со стандартами регулирования. «Там действительно есть недоработки, и во многом они связаны с тем, что у нас нет МСФО, и как следствие некоторые параметры, касающиеся оценки реального состояния финансовой устойчивости банков, выявить очень тяжело, – пояснил эксперт. – Например, не ведется консолидированная отчетность в рамках холдингов, в которые включены банки. А неучет этого фактора не позволяет делать качественное суждение относительно устойчивости банка, поскольку часто она определяется устойчивостью его основного собственника либо ключевого заемщика».

По словам г-на Панкина, пока нельзя с уверенностью сказать, заработает ли весь механизм в рамках G20 или международное сообщество не сможет создать действенную систему надзора над финансовыми рынками. Тем не менее было бы неплохо привести наше финансовое хозяйство в полный порядок к приезду проверяющих. Но сделать это будет крайне сложно. Так, например, введение МСФО – это, по словам г-на Солодкова, во-первых, достаточно трудоемкий процесс, во-вторых, требует переучивания кадров. «Мы учимся потихоньку, но пока еще не готовы. Скорее всего, до следующего года или в следующем мы на международные стандарты не перейдем», – уверен он.

"