Posted 5 декабря 2012,, 20:00

Published 5 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:10

Updated 8 марта, 05:10

Бремя интеграции

5 декабря 2012, 20:00
На проходившем вчера в Бишкеке саммите глав правительств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), принято решение о создании Банка развития и Фонда развития ШОС. По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, это позволит «более эффективно финансировать общие экономические проекты». Однако эксперты оп
Сюжет
Банки

Напомним, что с предложением о создании межгосударственного резервного банка и фонда ШОС выступил в ноябре прошлого года премьер-министр Казахстана Карим Масимов. По его мнению, средства такого финансового института можно было бы использовать для финансирования совместных инвестпроектов. Кроме того, фонд мог бы стать своеобразной «подушкой безопасности» на случай нового витка кризиса в мировой экономике. Владимир Путин, занимавший тогда пост главы правительства России, идею поддержал.

Однако интересы стран, входящих в созданную в 2001 году ШОС (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан), оказались настолько противоречивы, что за минувшее время ни одного совместного проекта организации представить не удалось. И это при том, что территория «шестерки», включая страны-наблюдатели, охватывает пространство от Атлантического до Тихого океана, занимая 61% всего евразийского материка, а совокупный экономический потенциал, включающий самую мощную после США китайскую экономику, составляет около 45% мирового рынка. ВВП стран ШОС достигает 1/4 мирового ВВП (12,4 трлн. долларов).

Причина кроется в том, что намерения стран–членов организации зачастую противоречивы. К примеру, если Москва, опасаясь китайской экспансии, рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдаленную цель, Пекин настаивает на создании единого интеграционного пространства уже в ближайшее время. Снятие же торговых барьеров внутри ШОС создаст благоприятные условия для резкого роста предложения китайских товаров и откроет перед Центральной Азией нерадужную перспективу стать придатком китайской экономики. Как пример слабой эффективности ШОС можно привести единственный достаточно «продвинутый» инфраструктурный проект – строительство железной дороги Киргизия – Узбекистан – Китай. Хотя идея родилась еще в середине 90-х годов, Китаю и Киргизии пока не удается договориться об условиях финансирования проекта. Китайская сторона готова выделить средства в обмен на доступ к минеральным ресурсам Киргизии, которая согласия на это не дает.

Создание совместного банка и фонда ШОС ставит и другие, не менее трудные вопросы. Примечательно, что в день открытия бишкекского саммита Россия объявила, что окажет Киргизии финансовую помощь в размере 25 млн. долларов. Напомним, что на прошлой неделе правительство этой страны объявило о необходимости срочных экономических мер для сокращения катастрофического дефицита бюджета страны, который, по данным Всемирного банка, составляет 6,2% ВВП, или около 450 млн. долларов.

Учитывая, что экономики стран ШОС находятся, мягко говоря, в разных весовых категориях, создание общего финансового резервуара рискует стать инструментом для выкачивания денег из ведущих экономик России и Китая в малоразвитые страны Средней Азии, испытывающие острые трудности, предупреждают эксперты. Ситуация рискует зеркально повторить кризис в еврозоне, где «всем миром» сейчас пытаются спасти экономику Греции.

Кроме того, учитывая, что финансовые структуры будут носить межгосударственный статус, не исключено, что они в значительной мере подвержены коррупции. «В бюджеты создаваемых Банка развития и Фонда развития следует заранее включить статью коррупционных расходов, поскольку речь идет о бюджетном финансировании, – заявил «НИ» главный экономист Центра развития Валерий Миронов. – Любые чиновники склонны к воровству, особенно российские, расхищающие ежегодно из бюджета не менее одного триллиона рублей. Создание интегрированных финансовых структур не исключает высокой степени коррупционного риска».

"