Posted 5 декабря 2006,, 21:00

Published 5 декабря 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:55

Updated 8 марта, 08:55

Куда катят голубой вагон

5 декабря 2006, 21:00
Депутаты Госдумы Рубен Бадалов, Сергей Чаплинский, Михаил Маркелов и Сергей Глотов, ранее представлявшие фракцию «Родина», а теперь разбежавшиеся по ее осколкам, внесли на рассмотрение своих коллег законопроект, который предусматривает внесение изменений в закон «О железнодорожном транспорте». Предлагается сделать част

Почему депутаты вдруг озаботились судьбой метро? Дело, видимо, в том, что и в Москве, и в других городах метрополитен – это огромное хозяйство с миллионными бюджетами. Если забрать его у городов и передать в ведение федеральных железнодорожных структур, от этого бюджета можно будет «отщипывать», направляя деньги на разные, далекие от нужд метро, цели. Понятно, что особый интерес вызывает Московский метрополитен – самый большой и находящийся под покровительством столичного правительства.

Переход метрополитена в разряд железнодорожного транспорта – это потенциальная головная боль для его руководства и серьезные затраты. Самая очевидная проблема – сертификация всей инфраструктуры, через которую метро должно будет пройти в федеральных структурах. Система же сертификации в России является самой сложной в мире. Только на официальную сертификацию одного вагона потребуется год и не меньше миллиона долларов из бюджета. Но в метро используются разные вагоны. Плюс рельсы, различное оборудование. Словом, все это создает благоприятную почву для коррупции.

На самом деле особой необходимости превращать метро в «железную дорогу» нет. Система контроля безопасности перевозок на этом виде транспорта налажена хорошо. Аварии единичны и чаще всего связаны с влиянием человеческого фактора. Деньги на ремонт и обновление оборудования выделяются серьезные. Парадоксально, но в случае принятия закона метро будет вынуждено отвлекать часть средств, которые идут на работу по предотвращению аварий, и отдавать их чиновникам.

Впрочем, разработанный законопроект создает проблемы не только руководству метрополитенов, но и муниципалитетам. Во всех российских городах метро финансируется из местных бюджетов. Мэры городов, где работает метро, понимают, какую важную социальную функцию несет этот вид транспорта. Естественно, при введении новой схеме они едва ли согласятся направлять деньги структуре, которая неизвестно, как ими распорядится.

"