Posted 5 октября 2005,, 20:00

Published 5 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:26

Updated 8 марта, 09:26

Бизнес российских фараонов

Бизнес российских фараонов

5 октября 2005, 20:00
Хотя Леня Голубков уже много лет как исчез с телеэкранов, модернизированные пирамиды по-прежнему активно действуют в России. Специалисты по защите прав потребителей предупреждают: современных Мавроди сложно отличить от законопослушных предпринимателей. Особыми зонами риска для потенциальных жертв мошенников стали неком
Сюжет
Банки

В первый раз страна узнала, что такое пирамида (пока не в классическом смысле этого слова) в 1992 году. В Перми предприимчивые граждане предлагали мешок сахара за полцены, если покупатель приведет еще трех клиентов. Затем пирамиды стали расти, как грибы, в них были вовлечены 8 млн. человек, которых обобрали на 60 млн. долларов. Было возбуждено несколько сотен уголовных дел.

Сейчас темпы роста мошеннических структур сильно снизились. По данным МВД, за 2000–2004 годы в связи с деятельностью пирамид было возбуждено 110 уголовных дел, 24 из них было передано в суд, 87 человек объявлены в розыск, число пострадавших оценивается в 10 тыс. человек. Снижению активности мошенников способствовали и эффективная работа контрольных и правоохранительных органов, и иммунитет у граждан, выработавшийся после «сотрудничества» с МММ. Но есть в этом и «заслуга» самих пирамид. Их опытные создатели хорошо изучили законы, а также действия обманутых ими людей, их адвокатов и правоохранительных органов, поэтому оформляют юридические отношения со своими жертвами так, что даже при очевидном мошенничестве доказать его наличие с точки зрения закона невозможно.

«Создатели мошеннических структур учли ошибки своих предшественников и создали более хитрые способы выманивать у населения деньги, – сообщил вчера журналистам депутат Госдумы Михаил Гришанков. – Сейчас большинство пирамид – 84% – зарегистрированы не как акционерные общества, а как некоммерческие или благотворительные организации, бизнес-клубы. И те деньги, которые люди несут в качестве вкладов или платы за какие-то услуги, оформляются как членские взносы». Если человек стал жертвой пирамиды, шансы, что ему удастся вернуть деньги, фактически равны нулю. «Во-первых, такие дела очень тяжело доказуемы, – утверждает президент Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Во-вторых, даже если факт мошенничества налицо, деньги к тому времени исчезают со счетов компаний-пирамид. Поэтому мы будем объяснять гражданам не как подать исковое заявление, если они стали жертвой пирамиды, а как этой самой жертвой все же не стать».

Пристальное внимание, по словам экспертов, надо проявлять к тем компаниям, которые предлагают населению вложить деньги в крупные проекты, к примеру, строительство железной дороги или разведение рыб ценных пород. «Законопослушные компании для реализации подобных целей не привлекают деньги населения, а берут кредит в банке, – предупреждает г-н Янин. – И причина очень проста: кредит для них обойдется дешевле, чем содержание офисов, сотрудников, печатание бланков для поиска средств».

Особо хитрые мошенники предпочитают работать на самых социально «болезненных» для населения направлениях – на рынках жилья, страхования, труда, а также пенсионных накоплений. «Сейчас в одном из российских регионов действует такая компания, – рассказал президент КонфОП. – Она собирает с населения деньги и переводит их якобы в Пенсионный фонд. Тем, кто доверил свои средства этой структуре, предлагают приводить в нее новых людей, за это им начисляют баллы социальной активности. Набравшим определенное количество баллов обещают квартиры. Кстати, для повышения доверия к себе такие компании действительно могут иметь счет в Пенсионном фонде».

Особенное раздолье для мошенников – строительный рынок. Когда гражданам предлагают купить квартиру в еще не построенном доме, эксперты советуют тщательно проверять наличие всего пакета документов у строительной компании. У нее, по словам депутата Гришанкова, должно быть 10 разрешительных документов, а мошенники часто имеют лишь 2–3 и обещают, что остальное получат в процессе строительства. «Дело заканчивается в лучшем случае вырытым котлованом. Иметь дело можно лишь с компаниями, имеющими весь набор разрешений на строительство», – предупреждает он.

Чтобы не стать жертвой финансовых, пенсионных или страховых пирамид, эксперты предлагают пользоваться только традиционными институтами. «В их число входят банки, ПИФы, страховые и управляющие компании, – поясняет экс-депутат Госдумы Михаил Задорнов. – Любые другие организации типа обществ взаимного страхования, благотворительных фондов, кооперативов мы для инвестирования средств населения не рекомендуем». Г-н Задорнов особо рекомендует потребителям проверять лицензию компании и непременно и внимательно читать договор, «что делают еще не все вкладчики и покупатели». Если речь идет о банках, он советует не доверять слишком высоким процентным ставкам по вкладам: «Если они выше среднерыночных на 2–3% – это уже повод насторожиться».

Чрезвычайно сложно доказать факт мошенничества в так называемой сфере продаж товаров, не имеющих рыночной стоимости. Такими могут быть «эликсир счастья», «чудо-массажер», CD с «психологической» музыкой или черно-белая брошюра «Как стать счастливым». Эти товары легковерные люди приобретают порой по цене до 1 тыс. долларов.

Некоторые пирамиды маскируются под многоуровневые маркетинговые компании. Для этого они выбирают для себя какой-то набор товаров и заявляют о своем участии в бизнесе на том основании, что продают эти товары потребителям. На самом деле реальные продажи как таковые их вовсе не интересуют. Главная цель – привлечь как можно больше дистрибьюторов.

Новичок берет практически бесполезные товары «на реализацию» за ту же тысячу долларов. «Отбить» деньги ему предлагают за счет привлечения новых сотрудников – за каждого он будет иметь свои проценты скидки с взятого товара. А чтобы расплата не наступила никогда, его каждый месяц заставляют приобретать новый товар, а также всевозможные брошюрки-методички, диски, оплачивать обучающие семинары. В противном случае он лишается статуса «дистрибьютора» и возможности вернуть деньги.

Поэтому прежде чем стать сотрудником компании, занимающейся прямыми продажами, надо прояснить три вопроса. Какую сумму необходимо уплатить, чтобы получить статус дистрибьютора? У законопослушных компаний она, как правило, равна максимум 80 долларам. Выкупит ли потом компания нераспроданный товар? Если человек решает покинуть бизнес, легитимные фирмы обязаны принять остаток, компенсировав не менее 90% от его стоимости. И, наконец, предназначены ли вообще товары компании для продажи конечным потребителям?

"