Posted 5 августа 2009,, 20:00

Published 5 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:23

Updated 8 марта, 07:23

Бесполезный рецепт

Бесполезный рецепт

5 августа 2009, 20:00
Вчера директор департамента развития фармацевтического рынка Минздравсоцразвития Диана Михайлова рассказала на пресс-конференции, как государство будет совершенствовать регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС). Журналисты шутили: а что регулировать? Путин сходил в супермаркет

Диана Михайлова зачитала целый перечень намеченных мер, оформленный в виде постановления «О совершенствовании госрегулирования цен на ЖНВЛС», одобренного правительством. Сам же новый закон об «Обращении лекарственных средств», направленный на формирование цивилизованных отношений между участниками рынка с государственным регулированием, по плану должен быть принят в начале осени.

С ходу было объявлено, что государство будет сдерживать рост цен не на все лекарства, а только на «определенный пакет». Чтобы правильно оценить ситуацию на фармацевтическом рынке, с мая Минздравсоцразвития ежемесячно проводит мониторинг цен производителей, дистрибьюторов и аптек во всех субъектах РФ. Результаты мониторинга – в июне, кстати, отмечена остановка роста цен во всей стране – не только докладывают президенту, но и используют для формирования перечня этих самых жизненно важных лекарств. По данным г-жи Михайловой, такой список составлен: «В него вошли более 300 препаратов, которые чаще всего назначаются для лечения наиболее распространенных заболеваний амбулаторно и чаще всего используются в стационарах». Вопрос, что при этом делать людям с редкими заболеваниями, от внимания чиновников почему-то вовсе ускользнул.

Цены производителей на лекарства из «списка» будут регистрироваться, затем на них станут устанавливать размер единой для всех субъектов Федерации торговой надбавки (сейчас наценки разные, отсюда и разница цен даже в аптеках, расположенных по соседству). Единая надбавка, по словам г-жи Михайловой, составит максимум 30%. Причем в нее должны будут «вписать» свои интересы все участники цепочки «производитель – аптека». Если на каком-то этапе проверка выявит, что агент превысил установленный максимум, он будет наказан лишением лицензии. Попросту его закроют. «Благодаря этому цены в Челябинске и Кургане выровняются, и уменьшится количество промежуточных поставщиков, которые, по сути, просто передают друг другу коробки с лекарствами», – надеется Диана Михайлова.

На вопрос, как Росздравнадзор собирается контролировать уровень цен российского и зарубежного производителя (в перечень ЖНВЛС входят и зарубежные препараты), последовал расплывчатый ответ, что ориентироваться будут на минимальную цену из всех предприятий в стране-производителе. Но люди, хоть немного знакомые с экономикой, знают: производитель найдет оправдание любой, даже самой фантастической цене. Наши фармацевты, например, в один голос заявляют, что у них лекарства дорогие, потому что производят их из импортных компонентов. А зарубежные и вовсе ничего не обязаны нам объяснять. Как может наше правительство «приструнить», скажем, Bayer за то, что он выпускает самый дорогой, зато самый качественный аспирин в мире? Или нам будут закупать тот, что похуже? Для справки: сейчас на российском рынке всего 20–25% отечественных лекарств. Остальное – импорт.

Кстати, на сегодняшний день лишь 30% препаратов из перечня ЖНВЛС прошли госрегистрацию. Так что, весь список будет готов не раньше октября – как раз к этому моменту и новый закон подоспеет. «В России зарегистрировано более 20 тыс. препаратов, а мы фиксируем цены на 300 с небольшим. Наши действия должны привести к стабильности, а не к ухудшению ситуации», – заверила г-жа Михайлова. Журналистам этот пассаж «запал» крепко, и до конца встречи минимум трижды в разных интерпретациях прозвучал вопрос: а что помешает участникам фармацевтического рынка поднять цены на оставшиеся 19 700 препаратов, не вошедших в перечень ЖНВЛС, чтобы компенсировать свои потери? На него ответа так и не прозвучало. Стало быть, постановление бессильно перед дальнейшим ростом цен на лекарства, пусть не на все, но у каждого ведь своя болезнь.

"