Posted 5 июля 2004,, 20:00

Published 5 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Пуля или петля

Пуля или петля

5 июля 2004, 20:00
Вчера западные банки объявили ЮКОСу дефолт по кредиту в размере 1 млрд. долларов. Это означает, что они могут списывать средства с зарубежных счетов компании в качестве погашения задолженности. При худшем варианте развития событий детище Ходорковского уже в ближайшее время будет признано банкротом.

После понижения кредитного рейтинга ЮКОСа последовало вполне предсказуемое событие: банки-кредиторы объявили ему дефолт по кредиту, предоставленному в октябре 2003 года синдикатом во главе с Societe General. Требования немедленного погашения задолженности в нефтяную компанию пока не поступало. Проблема в том, что кредиторы имеют право списывать с ее зарубежных счетов, которые, в отличие от российских, пока еще не арестованы, хотя и труднодоступны, средства, поступающие от экспорта нефти, в рамках погашения кредита.

Участники финансовых рынков отреагировали на эту новость мгновенно: в первые же минуты торгов на ММВБ бумаги опальной компании упали на 11,5%, а на РТС – на 5%. Таким образом, цена одной акции снизилась до 6,3 доллара за штуку. В течение дня она корректировалась, но не настолько, чтобы говорить о переломе, для которого просто нет оснований – ЮКОС в его нынешнем виде, похоже, доживает последние дни.

Ситуация осложняется еще и тем, что акции компании тянут за собой практически все «голубые фишки», продавливая рынок акций вниз. Падение наблюдается по всему спектру высоколиквидных акций: РАО ЕЭС, «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз».

По мнению экспертов, уже на этой неделе стоимость акции ЮКОСа может опуститься до 4 долларов за штуку. И это не предел. При худшем варианте развития событий эти бумаги могут вскоре вообще исчезнуть с фондового рынка так же, как и сама компания, – с лица земли.

Руководство самой компании не исключает такого исхода дел. «Действия представителей правительства РФ довели лучшую и самую кредитоспособную российскую компанию до непреднамеренной и искусственной неплатежеспособности и даже возможного банкротства», – заявил вчера финансовый директор НК «ЮКОС» Брюс Мизамор.

На практике это произойдет следующим образом. Как пояснил «Новым Известиям» эксперт «Финмаркета» Андрей Кинякин, если финансовые претензии со стороны банков и налоговых органов усилятся, то у компании не останется операционных средств для осуществления текущей деятельности, которую придется тогда приостановить. «Если уровень капитализации компании упадет ниже уровня стоимости активов, то ЮКОС превратится в ничто», – резюмировал г-н Кинякин. Не допустить такого сценария способно лишь вмешательство государства.

Чтобы знать, что делать с акциями ЮКОСа, рабочий день брокеры начинают с газет.

Есть второй, более мягкий вариант развития событий, который, впрочем, детищу Михаила Ходорковского тоже не сулит ничего хорошего. Как рассказал «НИ» эксперт компании «Атон» Зарко Стефановски, государство может присвоить себе активы ЮКОСа в счет погашения налоговой задолженности либо они будут выставлены на продажу. По его словам, в торгах будут принимать участие нефтегазовые компании. Причем в основном российские – западные бизнесмены просто не захотят иметь дело с ЮКОСом после всего того, что с ним произошло.

Есть, конечно, и третий вариант, но его оптимистичность, судя по тому, как обстоят дела сегодня, выглядит абсолютно избыточной. А потому такая гипотетическая версия рассматривается специалистами как сюжет для фантастического рассказа.

Суть его в том, что Московский арбитражный суд отменяет вдруг решения о наложения ареста на счета компании в банках. Тогда, по словам Андрея Кинякина, у ЮКОСа появились бы свободные денежные средства, которыми он смог бы удовлетворить претензии МНС. Опять же гипотетически в расплату с государством могли бы пойти акции «Сибнефти», но беда в том, что еще в конце февраля суд запретил ЮКОСу совершать действия с принадлежащими ему бумагами этой компании. Если налоговики сняли бы февральский запрет, на кону появились бы 4,8 млрд. долларов – такова стоимость 35% акций «Сибнефти». Этого было бы достаточно, чтобы расплатиться с МНС по долгам 2000 года, которые составляют порядка 3,4 млрд. долларов.

Такой сценарий был бы вполне реальным и даже экономически безупречным, если речь бы шла о том, что государство хочет вернуть себе незаконно у него уведенные весьма солидные и не лишние для бюджета суммы и ищет способ, как быстро и надежно это сделать. Однако мотивы действий в этом деле так причудливо перепутаны, что скорее следует ждать предъявления ЮКОСу новых претензий по налогам за 2002 и 2003 годы.

По словам эксперта ИК «Проспект» Дмитрия Мангилева, дальнейшее развитие событий будет зависеть от желания властей. «Вероятнее всего государство заинтересовано не столько в погашении налоговой задолженности компании, сколько в смене основных владельцев и получении контроля над рядом активов, а возможно, и над всей компанией. В таком случае не исключено, что оно возьмет контрольный пакет в свою собственность», – считает эксперт.

Пока экспертное сообщество склоняется к тому, что слова президента Владимира Путина о том, что ЮКОС банкротить не надо, еще не забыты. Это значит, что компании грозит не разорение, а огосударствление. Однако ряд аналитиков высказывают опасения по поводу того, что государство, увлекшись победоносной войной, не заметит, как перегнет палку до такой степени, что опустошенный ЮКОС окажется не нужным ни самому государству, ни сырьевым компаниям, для которых он еще вчера был лакомым куском.


Последний бросок на ЮКОС

"