Posted 4 июля 2010,, 20:00

Published 4 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:49

Updated 8 марта, 06:49

Трое в лодке

Трое в лодке

4 июля 2010, 20:00
Белоруссия ратифицировала все договоры и соглашения, касающиеся Таможенного союза, сообщил в субботу президент страны Александр Лукашенко. Таким образом, союз начинает работу все же в трехстороннем формате, как и планировалось изначально. Тем не менее нас ждет еще немало споров по разным вопросам. Самым больным из них

Формально Таможенный союз трех стран существует с 1 января этого года, но для того, чтобы он мог реально заработать, требовалось принятие общего Таможенного кодекса. Россия и Казахстан подписали документ 28 мая, а вот Белоруссия не явилась на эту процедуру, не согласившись с решением Москвы сохранить пошлины на нефть и нефтепродукты даже в рамках ТС. В тот момент заявления Минска о неприятии российских условий звучали так решительно и громко, что создавалось впечатление, будто Белоруссия вообще откажется от идеи союза.

Решение нужно было принять до 1 июля, и Минск в буквальном смысле ждал до последней минуты. Еще в среду 30 июня первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что его страна определится с участием в ТС не раньше 5 июля, когда в Астане соберутся лидеры всех трех государств. Правда, в тот же день некий источник в белорусском парламенте сообщил, что законодатели все же ратифицировали кодекс на закрытом заседании. Но никаких официальных подтверждений не последовало, и только в субботу Александр Лукашенко сообщил: «Мы на сегодняшний день ратифицировали все договоры и соглашения, касающиеся Таможенного союза. Должен сказать, что мы ни на йоту, ни на полметра, ни на миллиметр не отстали в Таможенном союзе ни от России, ни от Казахстана».

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что у Минска не было иного выхода, кроме как вступать в ТС. «Лукашенко понял, что ответ на все его угрозы не подписывать необходимые документы будет однозначный – Москва и Астана создадут союз вдвоем, и он закончится на границе России и Белоруссии, а это катастрофа для белорусской экономики, – пояснил он «НИ». – Но это не значит, что Александр Григорьевич не устроит что-то еще в процессе реализации договоренностей, поскольку для него подписанные и ратифицированные документы вещь не окончательная, а только предмет для дискуссий. Претензии со стороны Минска еще будут».

«Ратификация Белоруссией документов по ТС не означает, что все противоречия преодолены, – соглашается ведущий научный сотрудник Института торговой политики Алексей Портанский. – 5 июля состоится саммит в Астане, где еще будут вырабатываться условия, на которых ТС вступает в силу. Это немного необычно, поскольку союз уже работает с 1 июля, а условия будут определяться только 5-го числа». По его словам, нефтяные пошлины – не единственный повод для споров Москвы и Минска, Белоруссия недовольна автомобильными пошлинами, а также будет продавливать свои интересы в экспорте сельхозпродуктов. «Мало кто знает, но против России во всем мире действует около ста ограничительных мер в торговле, и лидером в этой области является Белоруссия, ЕС только на втором месте, – заметил эксперт. – Так что Минск еще потребует от России дальнейших уступок».

Одно из «минных полей» в ТС – это распределение сборов от таможенных пошлин. Согласно договору они должны делиться следующим образом: России – 87,97%, Белоруссии – 4,7%, Казахстану – 7,33%. Но это на бумаге, а в жизни все может оказаться сложнее. «Есть еще методика сбора пошлин, оформления грузов, и, если окажется (а такие предположения есть), что казахстанская таможня более мягкая, чем российская, это приведет к уменьшению общих сборов, – предупреждает г-н Портанский. – Российские таможенники активно практикуют корректировку таможенной стоимости (КТС), когда на ввозимый товар завышается таможенная стоимость и соответственно увеличиваются сборы. В Казахстане к этому могут подходить мягче, значит, сборы будут уменьшаться». Если это действительно произойдет, бизнес может быстро смекнуть что к чему и станет завозить все через Казахстан.

Владимир Жарихин отмечает, что сложности могут быть не только со сборами, но и с распределением денег. Конечный получатель 87% пошлин – Россия, но сначала эти средства попадут в руки наших партнеров. «Товары к нам идут в основном с Запада и с Востока, значит, реально в РФ они будут попадать через казахстанскую или белорусскую границу. И деньги будут получать их таможни. С Казахстаном мы договоримся, а вот с Белоруссией могут возникнуть проблемы», – заметил эксперт, вспоминая последний газовый конфликт, когда только перекрытием вентиля Москва смогла убедить Минск заплатить.

"