Posted 3 декабря 2012,, 20:00

Published 3 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:11

Updated 8 марта, 05:11

Напряжение в воздухе

Напряжение в воздухе

3 декабря 2012, 20:00
Российским перевозчикам, возможно, законодательно запретят выплачивать экологические сборы в пользу ЕС. Об этом сообщил глава администрации президента РФ Сергей Иванов. Ранее против нового авиационного сбора выступили Китай, США и другие государства, не являющиеся членами Евросоюза. По их мнению, введение нового налога
Сюжет
Авиация

Закон о налоге на углеродные выбросы начал действовать в государствах Евросоюза, а также в Исландии, Норвегии и Лихтенштейне с 1 января 2012 года. Сбор должен быть уплачен в апреле 2013 года. Для остальных стран введение налога отсрочено на год, однако против обязательных выплат уже выступили власти более чем 20 стран, включая Россию, США и Китай. Правительство Поднебесной, в частности, запретило местным перевозчикам платить этот налог, а также повышать из-за него цены на авиабилеты. Российские власти еще в марте грозились в качестве ответа ограничить полеты европейских авиакомпаний над Сибирью вместо обещанной к 2014 году отмены платы за полеты над этой территорией. По подсчетам самих перевозчиков, их расходы на выплату экологического сбора ЕС составят 25–30 млн. долларов в год, из-за чего авиабилеты из России в Европу могут подорожать на 3%.

Вчера Сергей Иванов заявил, что в России может быть введен запрет, аналогичный тому, что действует в Китае. «Я не исключаю, что и наша Дума примет закон, запрещающий российским авиакомпаниям выплачивать так называемые эмиссионные или экологические сборы в пользу Евросоюза, потому что для этого существует другая организация, – сказал г-н Иванов. – И не Евросоюзу определять глобальные правила игры на рынке гражданской авиации». Чиновник напомнил, что ЕС принял свой собственный закон о том, что гражданские самолеты, летящие в его зону или вылетающие оттуда, должны платить за эмиссию парниковых газов, поскольку это наносит вред окружающей среде. При этом доля авиации в общих выхлопах транспорта в атмосферу составляет около 1%, тогда как доля автомобильного транспорта – 96%. Кроме того, нормы, регулирующие полеты гражданской авиации, определяются Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), которая расположена в Монреале. «Американцы и китайцы, узнав об этом законе Евросоюза, приняли законы, запрещающие своим компаниям хоть копейку, хоть цент выплачивать странам Евросоюза. Вот что значит, так сказать, одностороннее решение», – подытожил г-н Иванов.

Глава аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев напоминает, что изначально закон об экологических сборах должен был заработать с 2012 года для всех стран, самолеты которых летают в Европе. «Речь идет о том, что европейские власти приняли свой закон в одностороннем порядке, – рассказал «НИ» эксперт. – Определенный эффект от многочисленных заявлений со стороны авиационных администраций, транспортных администраций ряда стран уже возымел свой эффект: закон отсрочен на год». По словам г-на Пантелеева, отказ ряда государств уплачивать авиационные сборы связан не только с нежеланием повышать цены на авиабилеты. Дело в том, что собранные средства будут направлены на реализацию экологических проектов. «На сегодняшний день принципиально важный вопрос, кто будет получателем средств и на какие проекты эти средства будут и должны быть направлены, – поясняет собеседник «НИ». – Правительства стран, не входящих в Евросоюз, справедливо замечают, что деньги, полученные у их авиакомпаний, будут направлены на создание научно-технических разработок европейских игроков. Это противоречит рыночным законам и принципам».

Как заявил «НИ» эксперт транспортной сферы Кирилл Маркин, в случае если власти Евросоюза не пойдут навстречу недовольным странам, Россия может ввести аналогичные квоты со своей стороны. За этим могут последовать взаимные запреты на полеты по определенным маршрутам, что уже ударит по пассажирам.

"