Posted 3 февраля 2004,, 21:00

Published 3 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

С ИНТЕГРАЦИЕЙ ПО ЖИЗНИ

С ИНТЕГРАЦИЕЙ ПО ЖИЗНИ

3 февраля 2004, 21:00
С ИНТЕГРАЦИЕЙ ПО ЖИЗНИ

Идея создания единого экономического пространства сейчас популярна, как никогда раньше. Но для ее реализации надо сначала прийти к общим правилам ведения хозяйства. На сегодняшний день этого нет. Зато есть другое: в разных странах существуют совершенно разные модели хозяйствования, и это порождает массу конкретных проблем, которые приходится решать «вручную», мучительным путем переговоров и взаимных уступок. Пройти такой путь до конца можно только при условии, что участники процесса проявят добрую волю, огромное терпение и ответственность. Без этого прекрасная идея единого экономического пространства останется бессодержательным лозунгом. Или – в худшем случае – удобным прикрытием для перманентной коммунальной свары.

Собственно говоря, нечто подобное мы видим уже сейчас. Не секрет, что краеугольный камень создания ЕЭП – это объединение России и Белоруссии. Белорусам труднее, так как их экономика меньше нашей. За примерами не нужно далеко ходить: недавний отказ от поставок газа в Белоруссию по российским ценам уже привел к повышению тарифов на газ по всей республике.

С одной стороны, позиция российских властей вполне обоснованна: если мы исходим из принципа полного суверенитета Белоруссии, она должна покупать наш газ на условиях, установленных для всех независимых государств. Но с другой – если мы будем слепо придерживаться этого подхода, то и белорусы могут выдвинуть встречный набор претензий. Часть из них уже была озвучена. Это, например, повышение тарифов на транзит хотя бы до украинского уровня, повышение платы за услуги по обеспечению сил противовоздушной обороны России. Потенциальная угроза связана с тем, что через Белоруссию идет не только наш газ в Европу, но и наши поезда в Калининград. В этой ситуации и при условии, что «коммунальная свара» будет продолжаться, простой ремонт железнодорожных путей может стать инструментом политического давления.

Впрочем, есть основания надеяться, что до полного разрыва между нашими странами дело все же не дойдет. Хорошо уже то, что президент Белоруссии Александр Лукашенко решил покупать газ у независимых производителей вместо того, чтобы тупо воровать его из трубы. Это свидетельствует о том, что Белоруссия понимает: у нее нет других друзей, кроме России, и нельзя нас злить слишком сильно. Но и мы должны понимать, что невозможно жить в неопределенном состоянии. Россия и Белоруссия, конечно, могут попытаться разделиться окончательно, но даже попытка сделать это нанесет обеим странам огромный ущерб.

Если Россия осознает важность интеграции с Белоруссией, она обязана сделать Лукашенко предложения, от которых он не сможет отказаться. Одним из вариантов может стать воссоединение двух стран в той или иной форме – вплоть до вхождения в состав Российской Федерации на правах восьмого федерального округа или некоего ассоциированного члена. При этом Белоруссия вполне могла бы получить даже больше самостоятельности, чем получают сейчас новые члены ЕС. Важно помнить, что речь идет не только о взаимной экономической выгоде: воссоединение с Россией для Белоруссии – это единственный шанс демократизировать политическую жизнь республики без потрясений, без еще большего обнищания и без крови.

К сожалению, российское государство демонстрирует неспособность справиться с этой задачей вот уже на протяжении 9 лет. С момента появления в 1994 году темы интеграции России и Белоруссии дело ограничивается в основном разговорами. Надо понять раз и навсегда: отделиться от Белоруссии так, как мы отделились, например, от Узбекистана, не получится. Значит, надо объединяться, но для этого надо демонстрировать ум и волю, а не только произносить красивые слова.

"