Posted 2 декабря 2004,, 21:00

Published 2 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Цены падают

Цены падают

2 декабря 2004, 21:00
В Европе и США – покупательский бум. Перед Рождеством, до которого осталось 3 недели, товары продаются вдвое, втрое дешевле. В России слово «распродажа» тоже прочно вошло в обиход, но здесь никто не сметает двери магазинов, не рвется к прилавкам в первую ночь скидок. Прежде всего потому, что сама система предновогодни

Статистика утверждает, что на Западе крупнейшие торговые сети в декабре делают до 70% оборота, то есть основные деньги владельцы магазинов делают именно сейчас. Рождественские распродажи уже давно вышли там за рамки пусть и весьма выгодных потребителям, но все же банальных скидок. Декабря ждут весь год, чтобы купить самое-самое, потому что именно в эти дни цены на товары снижаются в разы. Впрочем, потом нередко оказывается, что в ажиотажном кураже вместе с покупкой-мечтой в доме оказались решительно никому не нужные, бесполезные вещи. Но это часть рождественской игры не просто в долгожданный и радостный праздник, а в праздник еще и весьма выгодный.

Европейская распродажа – это всегда еще и шоу.

Запад живет скидками

Рачительные граждане Запада вообще не делают импульсивных покупок. Они трезво оценивают возможности и тратят деньги только тогда, когда цены устремляются вниз. Многие парижане говорят, что ни весной, ни ранним летом они принципиально не покупают летних вещей, дожидаясь конца июля – августа, когда начнутся распродажи. Речь, конечно, не о тех, кто реагирует на каждое последнее дуновение моды, а об обычных, «средних» французах.

Есть здесь и распродажи, рассчитанные главным образом на внешний эффект. Не в смысле «бросить пыль в глаза», а с расчетом не на своих потребителей, а на чужих. Нельзя сказать, что французы вовсе не ходят в магазины TATI, но главный покупатель там – турист, особенно в скидочные дни (кстати, как уже писали «НИ», эта сеть магазинов меняет сейчас свою концепцию, но символом Парижа TATI пока остается). Для наших соотечественников, еще не разобравшихся в особенностях репутации такой торговли, TATI не только фирменный торговый знак, но и одна из главных парижских достопримечательностей. 50-процентная скидка «цепляет» практически всех. Рой что-то перебирающих, прикидывающих на себя людей действительно действует завораживающе и крайне заразительно. А для многих рытье в огромных кипах вещей, разложенных не только по видам – сумки, кошельки, футболки, канцтовары и т.п., но и по стоимости, – это своеобразный спорт.

В Нью-Йорке, помимо низких предрождественских цен, владельцы магазинов стараются привлечь покупателя еще и необычными новогодними интерьерами, яркими, зазывающими витринами. На такое оформление тратится значительная часть годовых бюджетов. Универмаг Lord & Taylor, к примеру, украшал витрины фигурами героев любимой всеми сказки о Питере Пэне. Они были выставлены в семи окнах магазина, для чего пришлось нанять электриков, дизайнеров по костюмам, обойщиков, мастеров по коврам и т. д.

А вот в Германии после вступления в силу в январе 2004 года новых правил торговли проведение сезонных распродаж перестает быть законным. Скидки, разумеется, предоставлять можно, но привычные, классические распродажи, впервые появившиеся в 1911 году и регулярно вовлекавшие миллионы людей в погоню за уцененными вещами, отменены.

Те, кто жил в Германии в конце восьмидесятых, наверняка помнят 2 главных дня в году – последний понедельник января и последний понедельник июля. Они были для больших универмагов совершенно особыми днями. Ровно в восемь утра в магазины буквально врывались толпы покупателей, чтобы захватить заранее облюбованные вещи, которые еще несколько дней назад были в два-три раза дороже. Нередко можно было увидеть настоящие драки за «уцененку». В Бонне, когда там еще находилось советское посольство, местные шутники окрестили распродажи русско-турецкими войнами. Теперь там скучный мир.

Скромные скидки по-российски

В России практика масштабных скидок пока не прижилась. Во-первых, большие новогодние распродажи у нас начинаются не до, а после рождественских праздников. Во-вторых, большинство торговых сетей, хотя и рекламируют 90% скидки на товары, реально выставляют на «сэйл» небольшое количество залежалых, даром никому не нужных товаров и услуг. Основная же масса продается с обычной сезонной скидкой 20–30%.

Кстати, к уцененному товару стоит присмотреться повнимательней. Часто продавцы объявляют о распродаже вещей, не пользующихся спросом, а то и откровенно бракованных. Большие скидки (до 70%) обычно даются на одежду из старой, к тому же не сезонной коллекции. Если же распродается текущая коллекция, то скостить торговцы обычно решаются не более 15–20%, очень редко 30%. Владельцы небольших частных магазинов вообще предпочитают обходиться без каких-либо распродаж.

Впрочем, исключения из правил, к счастью, все же встречаются. Особенно у телекоммуникационных компаний. Например, в январе прошлого года одна из крупнейших сотовых фирм России объявила о 50-процентной скидке на безлимитные тарифы. При этом акция длилась всего несколько дней, и скидки были вполне реальные. А другая компания, лидер традиционной проводной связи, каждый год в конце декабря – начале января делает москвичам 25-процентную скидку на междугородные телефонные разговоры. Скидки действуют на звонки из Москвы с квартирного, офисного телефона, а также из таксофонов. И это все тоже чистая правда.

Настоящую распродажу позволяют себе у нас, как правило, только крупные торговые сети. Тогда эти акции принимают действительно массовый, «народный» характер. Например, в начале осени этого года одна из столичных обувных сетей объявила о том, что все летние модели обуви продаются по цене 150 руб. (даже кожаные). Магазины эти несколько дней буквально были в осаде – дамы выносили оттуда по 5–10 пар обуви, запасаясь впрок. Некоторые компании, как правило, тоже не мелкие, поощряют своих покупателей так называемыми «суммарными» сезонными скидками. Смысл этой акции состоит в том, чтобы заинтересовать потребителя купить как можно больше – чем больше сумма, тем выше скидка.

Не рискуя масштабной распродажей, некоторые торговые сети предоставляют своим клиентам небольшую, но постоянную скидку. Например, одна из известных столичных аптечных сетей при покупке любого медикамента дает карточку на скидку в 5%. Впрочем, многие предлагают скидки покупать. Цены разные – от 50 до 5000 руб. за карточку. Конечно, такое ноу-хау к классической идее скидок и распродаж непосредственного отношения не имеет.

Есть и имитация распродаж, сопряженная с определенными праздничными днями – 8 марта, 23 февраля. На таких дисконтных акциях в настоящее время строится работа большинства сетей по торговле электроникой. В основе любой стимулирующей акции лежит снижение стоимости продукта, но выглядеть это может по-разному: скидка, специальная цена, дополнительный подарок, купон, стимулирующий повторную покупку и т. д. Инициаторами таких акций могут выступать как производители, так и сами торговые сети. Максимальный размер скидки достигается, когда и продавец, и поставщик совмещают свои скидочные программы.

А еще бывают скидки с предоплатой. По сути, к этому сводится распространенная практика «накопительных» счетов. Смысл в том, что уплаченные покупателем деньги суммируются, и скидка возрастает пропорционально сумме. Например, если «на счету» потребителя накоплено, скажем, 5 тыс. руб., то он может претендовать только на 5% скидки, если 10 тыс. – на 7% и т.д.

Кроме того, многие торговые сети в сезон скидок объявляют о специальных подарках и призах. Например, если вы купили вещи на какую-то определенную сумму, то в подарок бесплатно дается какой-то другой товар. Могут вручить свой лотерейный билет или попросить сохранить кассовый чек. Неудобство в том, что обычно розыгрыш приза назначается в каком-то определенном месте с фиксированной датой и временем. Чтобы участвовать в конкурсе, надо ехать туда специально. Мороки много, а гарантированного выигрыша нет.

А вы пойдете на новогоднюю распродажу?

Лолита МИЛЯВСКАЯ, певица:

– Раньше с удовольствием ходила на распродажи, особенно когда дело касалось ремонта. Всю технику покупала на свои честно заработанные в моменты распродаж. Это нормальная мировая практика, и ты радуешься, что сэкономил свои деньги. В этом году вряд ли пойду – нет ремонта. К тому же очень большая загруженность на работе, да и особого желания нет. Мужу подарок я уже нашла, ребенку тоже купила. Кстати, воспользовалась распродажей в хорошем детском магазине.

Татьяна НАЗАРЕНКО, художник:

– Новогодние распродажи? Да, была, в Америке. Ничего не купила. Там так давятся за всем, что купить что-нибудь невозможно. Я с советских времен не люблю очередей, а это было за долгие месяцы, проведенные мною в Штатах, единственное место, где я видела очереди. Надо было видеть, как солидные дамы и господа отталкивали друг друга, желая купить носки с 10-процентной скидкой!.. Так что в основном я там получила материал для возможных будущих картин.

Светлана НЕМОЛЯЕВА, актриса:

– Пока еще никуда не ходила. Но в принципе я за распродажами и скидками не очень и слежу. Если подружки скажут, что где-то продается хорошая вещь, идем и покупаем. Вот и вся процедура.

Игорь ГУБЕРМАН, поэт:

– Я ни на новогодние, ни на какие-либо другие распродажи никогда не ходил. Чтобы не расстраиваться. Ведь чем дешевле распродажа, тем ты больше переживаешь от осознания, насколько тебя кинули раньше.

Светлана СВЕТЛИЧНАЯ, актриса:

– По распродажам я не хожу. Если честно, то причина простая – нет денег. Донашиваю то, что носила раньше.

Борис НЕМЦОВ, бизнесмен и политик:

– Погодите, какие магазины... Вы меня с кем-то путаете. Я вообще не хожу по магазинам.

Игорь БУТМАН, джазовый музыкант:

– Специально к этому событию я не готовлюсь, но думаю, что это надо делать. Иначе потом будет хуже...

"