Posted 2 ноября 2009,, 21:00

Published 2 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

Растаяли, как снег

Растаяли, как снег

2 ноября 2009, 21:00
Средства накопительной части трудовой пенсии россиян, находящиеся в государственном управлении, теперь могут быть инвестированы в более рискованные, чем прежде, активы. Таким образом власти пытаются хоть как-то поднять доходность пенсионных накоплений, которая из года в год проигрывает инфляции и тем самым не приумножа
Сюжет
Банки

Напомним, накопительная часть пенсии сегодня формируется у работающих граждан 1967 года рождения и моложе, а также у участников программы государственного софинансирования пенсии вне зависимости от возраста. Львиная доля этих средств аккумулируется в Пенсионном фонде РФ, куда поступают отчисления тех, кто выбрал государственный фонд, и тех, кто вообще не захотел ничего выбирать, так называемых молчунов. Эти деньги инвестируются через Внешэкономбанк, под управлением которого сейчас находится свыше 92% пенсионных накоплений.

До вчерашнего дня ВЭБ мог инвестировать эти деньги только в государственные ценные бумаги – надежные, но не очень прибыльные. В результате до кризиса доходность там уступала показателям негосударственных пенсионных фондов (НПФ), которые имеют право вкладывать пенсионные средства в более рискованные бумаги, например акции, банковские депозиты, иностранную валюту. Новые правила дают ВЭБу возможность иметь два инвестиционных портфеля: прежний, консервативный, и расширенный, куда помимо госбумаг войдут ценные бумаги субъектов Федерации, облигации российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, депозиты в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги международных финансовых организаций. По замыслу властей это должно повысить доходность вложений.

Однако член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева считает, что никаких принципиальных изменений не произойдет. «Пока опыт предыдущих лет показывает, что доходы пенсионной системы не покрывают даже инфляцию. А для нормальной работы системы нужно, чтобы рост доходов был не ниже темпов роста средней заработной платы, – сообщила она «НИ». – Расширенный портфель увеличивает риски и создает больше возможностей для злоупотребления, когда средства вкладываются исходя из чьих-то интересов, при этом эффективность таких вложений может быть очень низкой».

По последним данным ВЭБа, доходность пенсионных накоплений с начала года составила 4,08% годовых, но по итогам последних 12 месяцев – лишь 1,09%, а за последние три года – 3,41%. Инфляция за это время у нас составила более 30%. Можно понять, с какой скоростью тают пенсионные накопления граждан. У НПФ ситуация не сильно лучше – им тяжелее пришлось в самом начале кризиса, когда все падало. Но сейчас они начинают выходить из пике. По итогам первого полугодия средняя доходность по УК составила 39,95% годовых, в то время как у ВЭБа она была лишь 3,21%.

«Это связано с тем, что коллапс фондового рынка позади, а в ситуации стабильности или роста более рискованные вложения дают большую прибыль», – сообщила «НИ» научный сотрудник Института социологии РАН Юлия Лежнина. По ее словам, ВЭБ и дальше будет проигрывать негосударственным компаниям даже с расширенным портфелем, поскольку он все равно более консервативен, чем у НПФ. «Это потому что вложение в рискованные активы должно предполагать согласие того, чьи деньги вкладываются, а ВЭБ управляет средствами молчунов», – пояснила она. С другой стороны, по словам эксперта, «и нашу инфляцию нельзя назвать нормальной, она в разы больше, чем в развитых странах».

Оксана Дмитриева уверена, что наиболее эффективным было бы вообще отказаться от обязательной накопительной системы. «У нас эффективность вложений в пенсионную систему в шесть раз ниже, чем если просто положить деньги в банк, – пояснила она. – В других странах обязательной накопительной системы нет, а добровольная система – это совсем другое дело. Там вы можете соизмерять эффект от пенсионных вложений с другими накопительными элементами, например банками. Вы можете выбирать ту эффективность, которая вас устраивает». По словам депутата, большой разницы, где держать сейчас пенсионные деньги – в государственном или негосударственном фонде – нет, поскольку в целом за насколько лет доходность и тех и других была невысока. Возможно, поэтому около 60 тыс. будущих пенсионеров написали заявления и остались в консервативном портфеле ВЭБ, остальные по умолчанию стали клиентами нового, расширенного портфеля. Разница-то невелика.

"